В дебрях современного Индостана..

Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

phpBB [media]


phpBB [media]
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

А так сейчас живёт древнейший религиозный центр,"город учителей"...
phpBB [media]
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение hele »

Варанаси... Бенарес

Возможно, самый древний город Индии. Почему-то его нет в списке древнейших городов мира, наверное, это недочет того списка...
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Осталось только представить себе,как усевшись на заваленном мусором и человеческими останками берегу Ганга и наблюдая весь этот конвеер рождения и смерти,мудрые Махатмы повествуют своим ученикам о бренности нашего бытия.И так тысячи лет,без каких-либо заметных изменений...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение hele »

Но они же не там вещали. В горах находятся как правило. И даже то название, которое перефразировали, "из пещер и дебрей...", это явно не о городах. Помните, в теме Письма Махатм, как поэтично и таинственно описывает махатма, как его собрат погрузился в особое состояние в скрытой долине в одинокой башне... всё среди девственной природы.
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Helen писал(а):Но они же не там вещали. В горах находятся как правило.
Это в каких же?
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение hele »

Гималаи, полагаю
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Helen писал(а):Гималаи, полагаю
Гималаи большие...Но если индийские,тогда получается махатмы скрывались только на севере Индии?
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение hele »

Не очень разбираюсь в дебрях Индии...
Ну скажем так, думаю, что и на большой территории Индии есть довольно непроходимые тропические леса, где можно хорошо укрыться. Помните, в Маугли, Каа учил обезьян, среди лесов, и там были поруразрушенные здания. И сокровища в них даже, где Маугли нашел свой кинжал.
И да, на севере, ближе к Непалу и к склонам Гималаев, и в них уже. Помните, Дамодар ушел в сторону Непала, и собирался дальше, к Учителю...
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение Volt »

Helen писал(а):Не очень разбираюсь в дебрях Индии...
Ну скажем так, думаю, что и на большой территории Индии есть довольно непроходимые тропические леса, где можно хорошо укрыться.
http://proskryakova.ru/rastitelnyj-mir-indii-lesa/
На территории Индии расположены саванны, редколесья, влажно-тропические вечнозелёные леса, полупустыни и пустыни, муссонные леса.
Индия, когда-то покрытая густыми лесами, сейчас их практически не имеет. И только в величественных Гималаях и в наиболее высоких горных массивах ещё сохранились леса, в основном хвойные. Там растёт и гималайский кедр, и пихты, и ели, и сосны.
Вообще, леса индии делятся на два вида:

— тропические леса в пределах Индостана;

— леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев, на высоте 1 500 метров над уровнем моря.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Helen писал(а): в скрытой долине
Это больше похоже на правду.Учитывая известные достоверные сведения,"теософские махатмы" (или названные так индийцы),вряд ли могли быть людьми с Гималаев..
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение hele »

Так долина это как раз обычно такое место между отдельными горами, т.е. в гористой местности... Как там... Лермонтов

Из Гёте

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Братство Луксора, вернее Луксура, по одному моему исследованию, также могло укрываться в горах ... Пакистана, которые выходят прямо к Аравийскому морю и по-видимому довольно безлюдны и труднодоступны...
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

По утверждению Синнета,"махатма Кут Хуми" индийский студент из Пенджаба.
Но стоит отметить,что "теософская штаб-квартира"(Адьяр) почему-то находится на расстоянии почти максимальном от Пенджаба и индийских Гималаев.Две тысячи километров в те времена,весьма приличное расстояние...
Helen писал(а):Братство Луксора
Скорее всего это возникло из более раннего (доиндийского) периода увлечений ЕПБ и имеет отношение к Египту.
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Кстати из письма одного члена ТО в Индии,можно так же сделать вывод,почему не удавалось найти документальные свидетельства существования "махатмы Кут Хуми".
Из слов этого автора вытекает,что Котхумпа (Котхуми)это пожилой тибетский учитель веданты и скорее всего так называли любых последователей этой традиции.Иными словами Кут Хуми вымышленное для "махатмы" имя,взятое из искажённого произношения тибетского "котхуми".(адепт ведического учения)
Между прочим,многими исследователями отмечается сходство тибетских и славянских вед.


Случилось так, что в мае или июне этого года бенгальский брахмачарин проезжал через эту станцию по пути в Альмору. Во время своего пребывания здесь он остановился в доме одного джентльмена из центра страны, где я встретил его, чтобы послушать рассуждения о философии веданты и индуизме вообще. Он любезно пригласил меня и, по нашей просьбе, поведал о нескольких случаях во время его поездки до озера Манасаровар и обратно. Один из них был весьма примечателен.

Он рассказал, что на обратном пути встретил группу садху. Они отдыхали в небольшой палатке, которую разбили для жилища. Он подошел к ним, чтобы попросить в качестве милостыни немного еды, ибо два или три дня не ел ничего, кроме травы и листьев с деревьев. Он увидел пожилого садху, поглощенного чтением Вед, которого принял за старшего. Он поинтересовался именем этого садху, и одни ему сказали, что его зовут Котхумпа, а другие — Котхуми. Он подождал, пока этот джентльмен закончит свое чтение, и после обмена обычными приветствиями садху велел своим чела дать еды нашему брахмачарину. Чела принес кусок сухого коровьего помета и положил его перед своим Гуру, который подул на него, и он загорелся. Брахмачарин пробыл там около одного-двух часов, и в течение этого времени видел одного или двух человек, страдавших от какой-то болезни и пришедших для лечения. Старший дал им немного риса, после того как подул на него, они съели его и удалились излеченными. Я забыл сказать вам, что брахмачарин был у Манасаровара в 1882 году.

Должны ли мы понимать это так, что Котхуми или Котхумпа, которого этот брахмачарин видел где-то рядом с Кайласой, та же личность, которая теперь известна как Кут Хуми, один из гималайских Братьев? Если это так, то мы имеем свидетельство незаинтересованного лица, видевшего его в физическом теле. Я могу заметить, что этот брахмачарин сказал нам, что никогда не слышал о теософии и гималайских Братьях, пока не вернулся на равнины. Он молод, примерно 24 лет, и знает английский весьма несовершенно. Он — чела альморского Свами, с которым изучает санскрит, и мы снова видели его недалеко от Альморы в конце октября этого года. Он не теософ, и фактически ни его взгляды, ни взгляды его гуру, проповедующего ведантизм, не согласуются с теософскими. Так что во всех отношениях он является незаинтересованным свидетелем. Он публикует сообщение о своих путешествиях в бенгальском журнале “Bharati”, издаваемом в Калькутте под редакцией Бабу Диджендраната Тагора. Я думаю, он приведет в этом журнале подробности своей беседы с этим садху, которого, как он слышал, называли Котхумпа.

Он говорил нам, что видел вблизи Манасаровара несколько человек (по случаю кумбха-мелы, в тот год их было там большое скопление), которые могли зажечь горючее, дохнув на него. У Манасаровара он встретил высшего ламу, но там было несколько человек под таким именем. Мы очень просим Вас высказать замечания по этому вопросу.

Преонат Банерджи, член Теософского Общества
Барейли. 15 ноября 1883 г.
прим. Мансавар,это озеро у подножия горы Кайлас.
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Если следы "теософских махатм" не ведут в Гималаи и Тибет,то не стоит ли вернуться в дебри Индостана и поискать ещё,ведь зацепка всё же есть,это утверждение Синнета,что "махатма Кут Хуми",на самом деле родом из Пенджаба,что больше похоже на правду,так как слово "махатма" все же индийского происхождения..

phpBB [media]
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Примерно на 6:30 мин видео,встречаем очень знакомые слова "братство вне зависимости от расы,религии и происхождения",относящиеся к Синхам..
Немного работы поиском и:
К. Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «махатмы», о которых писали теософы и чьи письма представили, в действительности являются идеализациями людей, которые были менторами Блаватской. Джонсон заявляет, что Кут Хуми — это Такур Сингх Сандханвалиа, член Сингх Саба, Индийского национально-освободительного движения и реформаторского движения сикхов. Махатма Мориа — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира,.
Еще немного работы поиском и находим очередное знакомое имя:
(Вэст-Энд, Лондон . Реконструкция событий.)

Махараджу встречал сын старого друга его отца Джуал Кхул. Он учился в британском университете и по поручению правителя Кашмира выполнял различные деликатные поручения. Настоящее его имя здесь не было известно, а о том что он является членом Сингх Саба, индийского национально-освободительного движения и реформаторского движения сикхов, не знали даже его ближайшие друзья. (Если говорить нашим современным языком, то Кхул работал во внешней разведке махараджи).

Дневник тринадцатого императора Всероссийского Николая второго. (часть шестая)
Автор: Федоров Олег
Связав всё это воедино,несложно догадаться,почему синхи были названы "махатмами",имена изменены,а так же становится понятно почему Блаватская упорно не желала показывать авторов "писем" английскому чиновнику Хьюму.
И ещё несколько строк из книги О.Федорова,позволяют сделать вывод,что русские здесь присутствовали..
Уже в конце мая 1857 года они пошли в наступление. В июне были заняты крупные города Бенарес и Аллахабад, в июле потерпел поражение Нана Сахиб, 19 сентября был взят Дели, где почти 65-тысячная армия сипаев уступила 6-тысячному войску англичан.

Сейчас, наконец, спустя десять лет, правитель Кашмира скорее раньше почувствовал, чем понял, что он не зря направлял гонцов в далёкую Россию, он нашел, могучего союзника, о котором говорил Гулаб Сингх. Но даже теперь врождённая осторожность не изменила ему, и для принятия окончательного решения махараджа решил встретиться с Русским самодержцем. Все другие важные и значительные пожелания, высказанные в долгих беседах, будут исполняться, но самое важное будет принято, только после этой встречи.

Чтобы не мешать возможному развитию отношений, сто юношей склонных к языкознанию из семей преданных Кашмиру, со следующим караваном отправились в Ташкент. Там они будут изучать такой трудный русский язык, а в Сринагаре в одном из дворцов скоро разместятся сто Русских, чтобы быстрее освоить язык Ранбир Сингха и в дальнейших встречах обходиться без английского языка.
С учетом всего этого,наверное и тема о роли главного "теософа" станет более понятной и вернётся к обсуждению письма в 3е отделение царской жандармерии...
Oleksandr Ptilidi
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 27 сен 2015, 05:52
Откуда: Новая Зеландия

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение Oleksandr Ptilidi »

Хомо пишет
И ещё несколько строк из книги О.Федорова,позволяют сделать вывод
вывод о чём :-()
Хомо я воспользовался Вашим советом и порылся в инете , Вы это имели ввиду
Журнал "Самиздат".Федоров Олег М.. Историческая Фантастика
ну да этому можно верить безоговорочно ;;-)))
С уважением
ptilidi@gmail.com
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Oleksandr Ptilidi писал(а): Хомо я воспользовался Вашим советом и порылся в инете , Вы это имели ввиду
Журнал "Самиздат".Федоров Олег М.. Историческая Фантастика
Скажите пожалуйста,с какой целью вы умышленно искажаете информацию?
Ведь в оригинале написано так:
Дневник тринадцатого императора Всероссийского Николая второго. (часть шестая)
Автор: Федоров Олег М.Жанр: Альтернативная история,Фантастика
Почитайте для сравнения,это уже действительно фантастика:
Е.И. Рерих записала свой диалог с Учителем махатмой Морией:

"Торжественно разрешаю оповестить всех, что Наш летательный аппарат известил Таши­Ламу о вашем приходе и о необходимости иметь для Монг[олии] особого гегена. Все видели (аппарат). <...>

– Какой энергией двигался аппарат?

– Аппарат движется смешанной А-энергией.

– Мне так больно, что я не видела.

– Нечего видеть, очень высоко, просто как белый камень.

– Какой формы?

– Шар, несколько удлиненный.

– Где спускается такой аппарат?

– Ночью в горах.

– Кто был в этом аппарате?

– Д[жуал] К[ул], одет как простой лама.

– Где спускается такой аппарат?

– Ночью в горах.

– Кто был в этом аппарате?

– Д[жуал] К[ул], одет как простой лама".[75]

После окончания экспедиции к Рерихам в Дарджилинг 12 августа 1928 года прибыла З.Г. Фосдик. Через десять дней после одной из бесед с Е.И.Рерих она записала:

"Е.И. говорила, что в аппарате Братства, который пролетел над ними, был Брат Джуал Кул с сотрудником в уплотненном астрале и летели они к Т[аши]-л[аме] упомянуть о них. И сотрудник должен был передать ему весть, а Брат Д[жуал] К[ул] остался сторожить аппарат (овальной формы, как бы из алюминия), чтобы, если кто откроет их, уничтожить аппарат".[76]
К сожалению о Джуал Куле либо фантастика от Блаватской,Бейли и Рерихов,либо совсем ничего.Поэтому с более адекватными чем у Федорова сведениями напряжёнка...К тому же он подтверждает конспирологическую версию и делает понятным отсутствие сколько-нибудь достоверных сведений об этом персонаже в широком доступе...
Oleksandr Ptilidi
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 27 сен 2015, 05:52
Откуда: Новая Зеландия

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение Oleksandr Ptilidi »

Хомо , посмотрите пожалуйста сами вот ссылка http://samlib.ru/f/fedorow_o_m/
Найти какую-либо информ. об авторе тяжело,(вот правда нашёл
ФЕДОРОВ ОЛЕГ МАРАТОВИЧ 1950-11-04 КУЗНЕЦОВСЬК БУДІВЕЛЬНИКІВ дом 34 кв 51
)если это то посмотрите ссылку вотhttps://www.google.co.nz/maps/place/мік ... !4d25.8438
и если это тот Фёдоров(а это тот Фёдоров) , то как он может получать какие -то исторические данные?, откуда из местной библиотеки? накопал с опозданием и на этот мой вопрос ответ,О.Фёдоров берёт все с инета, помоему даже переводит иформ. с английск.
По моему он образованный человек.
Хомо, Вы там не далеко от Украины, может наведёте справки?
Хомо, Вы не паникуйте , продолжайте свои исследования,Вам же надо чем-то заниматься, да и на форуме спокойнее будет.
С уважением.
ptilidi@gmail.com
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Информация из книги Фёдорова ничего не меняет и не является основополагающей.Просто она ещё раз подтверждает и дополняет основанную на других фактах версию о том,что Е.П.Блаватская сотрудничала с тайной организацией индийских Синхов (Сингх Саб),чем и объясняется секретность и вымышленные имена для её агентов в Англии,против колониальной политики которой были направлены их совместные действия.
Аватара пользователя
Drakosha
Сообщения: 552
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 22:33

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение Drakosha »

что не мешало епб жить и умереть в англии...)
Аватара пользователя
homo
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: 13 сен 2014, 14:07

Re: В дебрях современного Индостана..

Сообщение homo »

Drakosha писал(а):что не мешало епб жить и умереть в англии...)
Ну да,а с какой ещё целью специально обученная КутХуми английскому языку Блаватская (с её слов,см "письма")была командирована и создала там Теософское Общество,первой целью которого был девиз мятежных индийских Синхов и в которое были вовлечены люди имеющие отношение к прессе и правительству (Синнет и Хьюм)?
Как хорошо известно в теософских кругах,первого (Синнета) удалось заставить обрабатывать мозги англичан идеологически "5 колонна",а через второго (Хьюма) пытались влиять на политику колониальных властей в Индии.
У Блаватской даже Штирлицу было бы чему поучится...
Ели верить вышеупомянутой книге О.Федорова,то на стороне Сикхов был и русский царь Николай II.Так что если это правда,то тема с письмом ЕПБ в IIIе отделение жандармерии имеет актуальность,честь и хвала двойному агенту Елене Петровне!
Хотя Блаватскую обычно не приглашали на большие официальные собрания, поскольку с нее так и не было снято подозрение в шпионаже, мало-помалу она приобрела множество связей и влиятельных знакомств (среди них был и майор Хендерсон, следивший за нею и Олькоттом в первые недели их пребывания в Индии). Блаватской удалось даже завоевать некоторую славу среди англичан и местных жителей. И этой славой она во многом была обязана Альфреду Перси Синнетту (1840-1921) и Аллану Октавиану Хьюму (1829-1912).
:
Альфред Синнетт прежде работал журналистом в Лондоне и Гонконге, а теперь был редактором главной индийской газеты - аллахабадского "Пионера". Его дом в Аллахабаде был настоящим интеллектуальным салоном, и в числе его друзей был отец Редьярда Киплинга. Синнетт и его жена Пэйшнс были увлеченными спиритуалистами, обожали спиритические сеансы и манифестации духов. Они отличались определенным снобизмом, и Синнетт, любивший представлять ЕПБ как "графиню", с готовностью предоставил ей место в своей газете (по мнению его работодателей, этого места оказалось слишком много, и в конце концов они уволили его за то, что по его вине в газету попадали весьма нежелательные во всех отношениях теории). В декабре 1879 г. Олькотт и Блаватская навестили Брайтлэнд - дом Синнеттов в Симле. Олькотт вел себя сдержанно и любезно, но у Блаватской сложились искренне дружеские отношения с обоими супругами. На протяжении следующего десятилетия она вела с ними переписку и снабжала Альфреда материалами для своей биографии. А.О.Хьюм также владел большим домом в Симле - внушительным "Замком Ротни". Помимо прочего, он был специалистом по индийской орнитологии. Он был примерным служащим Ост-Индской компании, служил в индийской армии и имел чин полковника. На имперской гражданской службе он также добился высокого поста, став секретарем правительства Индии Но, будучи сыном английского либерала Джозефа Хьюма, он унаследовал от отца непокорный нрав. Во время появления Блаватской в Индии он серьезно поссорился со своими начальниками, и хотя официальными поводами последовавшей за этим отставки были названы личные конфликты и неспособность выполнять приказы, действительные причины, по-видимому, лежали гораздо глубже. Хьюм, с точки зрения колониального правительства, чересчур симпатизировал местному населению. Он глубоко увяз в националистической политике и способствовал созданию Индийского Национального Конгресса, первое собрание которого состоялось в 1885 г. Менее доверчивый, чем Синнетт (с которым его объединял интерес к буддизму), Хьюм был обидчив, раздражителен и порывист. Но его также заинтриговали Блаватская и ее Учителя. Хьюм и Синнетт страстно желали довериться своим новым друзьям, но вскоре они поняли, что это нелегко. "Хотя время от времени мне отчаянно хочется сказать себе, что вы - мошенница, - писал ей Хьюм в 1881 г., все-таки, кажется, вы - лучшая среди них всех, и я люблю вас больше всех" {8}. Такое, не особенно оригинальное, отношение к Блаватской породило еще одно ее прозвище - "Старая Леди" (англ. "Old Lady"). Блаватская с удовольствием приняла его и даже стала подписывать свои письма "OL", охотно разыгрывая роль безрассудной, своенравной и непредусмотрительной, но очаровательной старой дамы, склонной ставить других людей в неудобные ситуации. Кроме того, она потешалась над этими двумя корректными англичанами. Без зазрения совести она смеялась над ними за глаза (и это было действительно опрометчиво), сравнивая, например, Хьюма в письме к Синнетту с "Юпитером, предлагающим себя, словно стадо коз, в жертву богу Гермесу, дабы научить последнего хорошим манерам... Бедная сухая травинка, падающая с пирамиды Хеопса" {9}. Синнетта она характеризовала попросту "простофилей". Исполненная неисчерпаемого запаса насмешек по поводу претензий британского правительства Индии, Блаватская то ставила себя выше королевы Виктории по благородству происхождения, то в шутку собиралась принять британское подданство и украсить себя именем "миссис Снукс или Тафматтон" {10}. Вдобавок она не уставала веселиться по поводу здравого смысла англичан, которые "больше верят в невидимое присутствие русских в Индии, чем в существование невидимых Махатм" {11}, но все же одержимы "ненасытной" жаждой видеть психические феномены. Гордясь своим скептицизмом, они безгранично доверчивы, стоит им хотя бы раз убедиться в реальности потустороннего мира {11}. Судя по письмам Синнетта и Хьюма, им доставляла удовольствие склонность Блаватской к насмешкам: обширная переписка между этими тремя корреспондентами (а также между ЕПБ и Пэйшнс Синнетт) полна разнообразных сплетен и постоянного обыгрывания мысли о том, что в конце концов Блаватская все же может оказаться мошенницей. Она постоянно провоцировала и опровергала эти обвинения, чтобы они появлялись вновь и вновь. Новые друзья ЕПБ переняли у нее фамильярный тон. "Если они все-таки не существуют, - пишет ей Хьюм об Учителях, - то какая же великолепная романистка могла бы из вас получиться! Ваши персонажи на удивление последовательны. Когда наш добрый старый Христос - я имею в виду К.Х., снова появится на сцене? Он наш любимый актер..." {12}. По поводу доверчивости англичан Блаватская была совершенно права. Хотя Хьюм в конце концов заартачился, Синнетт подчинился Блаватской целиком и полностью. Чтобы развеять последние сомнения, она решила позволить им вступить в контакт с Учителем. Хьюм и Синнетт горячо устремились к этой привилегии, надеясь стать учениками-чела в Братстве; но поскольку все послания от Мории и Куга Хуми проходили через руки Блаватской, создалась весьма запутанная ситуация. Блаватская предвосхищала письма и составляла ответы на них, либо непосредственно, либо посредством "психической передачи". Иногда письмо возвращалось к адресату с пометками, сделанными рукой Учителя (зачастую - в живом стиле, свойственном самой ЕПБ). Контроль над контактами с Братством был источником авторитета Блаватской, но весьма ненадежным. В конце концов проблемы, возникши в связи с этой перепиской, привели к разрыву между Хьюмом и ЕПБ. Хьюм и Синнетт вскоре перестали довольствоваться ответами, которые они получали от Кут Хуми. Вместо того чтобы отвечать на метафизические вопросы, Учитель буквально засыпал их указаниями обходиться с ЕПБ по-доброму и с пониманием. "Не бойтесь быть снисходительными к ней", - писал им Кут Хуми {14}, и некоторое время они его слушались. Но к 1882 году, видимо, заподозрив Блаватскую в обмане, они решили написать непосредственно Учителю в обход своей посредницы, с предложением обходиться и впредь без ее услуг. К сожалению, переслать это письмо Хьюм и Синнетт могли, как обычно, только при помощи Блаватской. "Старая Леди" удалилась с этим посланием в свою комнату - намереваясь поиграть на фортепиано, пока запечатанный конверт будет "передаваться" по назначению, - но несколько минут спустя из-за двери послышалась отнюдь не музыка: разгневанная Блаватская с криками выбежала из комнаты, прочитав письмо и обнаружив предательство. С этого момента и без того шаткая вера Хьюма в Блаватскую окончательно рухнула. Явным мошенничеством ЕПБ профанировала все свои реальные или мнимые оккультные силы, самолично отвечая на письма к Учителям и выдавая эти ответы за оккультные послания. В Учителей Хьюм по-прежнему продолжал верить и поначалу отвергал лишь самозванку-посредницу, называя ее лгуньей, притворщицей, посредственностью и хронической хвастуньей. Впрочем, через несколько месяцев Хьюм окончательно вышел из Теософского Общества, окрестив Учителей "эгоистичными азиатами" {15}. В последующие годы эта схема первоначального увлечения ЕПБ и дружбы с нею, сменяющихся быстрым разочарованием, повторится неоднократно. Однако Синнетт продолжал верить Блаватской и после ее смерти даже стал вице-президентом Теософского Общества. Его жена осталась подругой ЕПБ, но после ухода Хьюма отношения между Синнеттом и ЕПБ стали более напряженными, и в поздних письмах Блаватской можно встретить немало едкой иронии в адрес "тупости" и "ничтожества" Синнетта. Беда была в том, что сколько бы Блаватская ни отстаивала свою правоту и как бы она ни желала быть принятой в англо-индийском обществе, ей не удавалось удержаться от подтруниваний над ханжеством и важной щепетильностью английских официальных кругов. "Моя грациозная величавая персона, облаченная отчасти по-тибетски, отчасти - в подобие ночной сорочки, - писала она из Оотакамунда в 1883 году, - восседает во всей своей неотразимой калмыцкой красоте на званых обедах у губернатора и Кармайкла; за ЕПБ ухаживают адъютанты! Старая Упасика(1) чудовищным кошмарным видением ходит под ручку с изящными членами Совета в вечерних фраках, бальных туфлях и шелковых чулках, так благоухащими бренди с содовой, что в их окрестностях свалился бы замертво тибетский як" {16}. Возможно, Блаватская знала, что скандал не самый худший способ запомниться публике. Во всяком случае, ей этот способ подошел прекрасно, и Теософское Общество процветало, невзирая на разочарование отдельных его членов вроде Хьюма. Кроме того, Блаватская обнаружила, что нелады с англо-индийскими кругами ничуть не вредят отношениям с местными жителями: на каждого отворачивавшегося от нее европейца приходился десяток индийцев, встававших на ее сторону. И к тому же, вероятно, ЕПБ чувствовала, что скандальная слава - одно из ее орудий как учителя и общественного деятеля. Если бы она вписывалась в традиционные представления, то никто бы не обратил на нее внимания; а правильно использованные противоречия с обществом могли оказаться плодотворными, создавая вокруг Блаватской обстановку, постоянно наэлектризованную ожиданием. Но, к сожалению, она умела лишь создавать эти противоречия, но не использовать их.

Вернуться в «Свободный разговор»