Но в "Бхагавата-Пуране" утверждается: "эте чамса кала пумса, кришнасту бхагаван свайам" (Шри Кришна - Верхвная Личность Господа)...Шанкара утверждает, что Изначальный Абсолют не имеет формы, Шри Рамануджа учит, что Он есть Господь Шри Шри Лакшми-Нарайана, а Шри Чайтанья, что Он есть Шри Шри Радха-Кришна Джи. Какого взгляда придерживается Шри Рамананда Сампрадайя?
В соответствии с философией Шри Рамананда Сампрадайи, Источник всех Воплощений - Господь Шри Рамачандра, пребывающий в Своей Божественной Обители, известной как Шакет (Айодхья). Господь Шриман Нарайана - Его полное проявление (Амша). Рамананди верят (следуя Шри Нарада Панчаратре), что Шри Бхарата - это Господь Вишну, пребывающий на Ваикунтха Локе, а Шри Лакшман - это Господь Нарайана, пребывающий во сне на молочном океане. Все они суть Одно, но эти формы Господа называют Вйуха-Рупами или Амшами, полными проявлениями). В "Рамасевартха Агате" говорится: "ваикунтхашасту бхарата, кширабдхишасту лакшмана" (Господин Ваикунтхи Шри Бхарата, а Господин Кширасагары Шри Лакшмана).
Но в "Бхагавата-Пуране" утверждается: "эте чамса кала пумса, кришнасту бхагаван свайам" (Шри Кришна - Верхвная Личность Господа)...
Да, члены ИСККОН постоянно используют этот стих, но на самом деле, Шри Шукадева лишь подтверждает, что Шри Кришна - это никто иной, как Бхагаван (Шри Рамачандра)... Ты можешь спросить, почему? В "Шримад Бхагавата Пуране" есть чёткое и неопровержимое подтверждение этому: во всй Бхагавате Шри Шукадева совершает Шаранагати единственный раз, и только в отношении лотосных стоп Господа Рагхупати:
yasyamalam nripa-sadahsu yaso 'dhunapi
gayanty agha-ghnam rishayo dig-ibhendra-pattam
tam nakapala-vasupala-kirita-jushta-
padambujam raghupatim saranam prapadye
("Безупречное имя и слава Господа Рамачандры, уничтожающее последствия всех грехов, распространяются по всей Вселенной, подобно прекрасным одеждам победоносного слона. Великие святые, включая Маркандею Риши, прославляют Его качества в собраниях знаменитых царей, таких, как Махараджа Юдхиштхира. Также все святые правители и полубоги вместе с Господом Шивой и Господом Брахмой поклоняются лотосным стопам Господа, в почтении склоняясь перед ними. Я совершаю Шаранагати лотосным стопам Господа Рагхупати".
Шри Шукадева, таким образом, увтерждает, что он совершает Шаранагати лотосным стопам Господа Рагхупати. Нигде больше в Шримад Бхагавате он не совершает Шаранагати (принятие прибежища у лотосных стоп), которое считается высшей ступенью Бхакти (полное предание себя!) Да, он говорит, как Калийа Наг и Гопи принимают прибежище у лотосных стоп Шри Кришны, но сам он принимает прибежище у лотосных стоп Повелителя Рагху. Он стал шаранархи Господа Рагхупати! В философии Бхакти Шаранагати высшая и самая важная ступень. Также в ИСККОН считается, что Изначальный Господь Шри Кришна пребывает во Вриндаване, и что его Раса-Лила наилучшая из всех, но в ней постоянно повторяется слово "рама" (радостный), которое относится исключительно к Господа Раме (Тот, Кто приносит радость мирам).
Но значит ли это, что представители других Сампрадай (например, последователи Шри Рамануджи), ошибаются в определении Изначальной Личности?
Нет, последователи Шри Рамануджи также Шри Вайшнавы. На самом деле в прошлом существовала лишь одна Сампрадайя (Вишиштадвайта) Бодхйайаны, которому Рамануджа также выражает почтение в своей знаменитой "Шри Бхашье". В этой Сампрадайе было две ветви, и все они признавали четыре формы Господа (см. ниже). Основным различием двух ветвей было то, что представители одной ветви верили, что Пара-Сварупа (Изначальная Форма) - это двурукий Господь Рамачандра, и повторяли Шри Рама Шадакшара Мантру, а другая, что Пара-Сварупа - это Шриман Нарайана (не важно, двурукий или четырёхрукий). Но затем Нарайана-Шакха стала более популярной, благодаря деятельность Альваров, а затем Шри Рамануджи. Однако после прихода Шри Рамананды, Рама-Шакха ожила и стала доминировать в Северной Индии, и Рамананди стали большинством в Шри Сампрадайе. Две парампары: Шри Рамананды и Шри Рамануджи имеют разный список Писаний и Самхит, отражающих их взгляды, также, как у ИСККОН есть Писания, подтверждающие верховенство Шри Кришны. Но интересно отметить, что Шри Шукадева, расказчик Шримад Бхагавата Пураны, сам принадлежит к Шри Рамананда Сампрадайе, и он - Сита-Рама бхакта. С другой стороны, каждый должен хранить верность своему Ишта-дэвате, и веру в Его верховенство: следует понимать, что преданные всех проявлений Господа правы по своему. Даже Веды не могут адекватно описать Господа: они употребляют термин "нети-нети" ("не то - не то") в отрицательных терминах. Точно также, разные святые и преданные описывают Его, исходя из своего личного опыта. Члены ИСККОН поклоянются Ему в блаженной форме Шри Шри Радха-Кришны, последователи Рамануджи осознают Его как благословенную форму дампати Шри Шри Лакшми-Нарайана, а рамананди - как блаженного и беспричинно милостивого Господа Шри Шри Сита-Раму, проявляющего милость (в отличие от других воплощений) даже к слугам.
Какими же четырмя формами обладает Господь?
1. Пара-Сварупа - Изначальная Форма, пребывающая в обители Шри Шакет/Ваикунтха/Голока. как бы ты её не назвал. Эта обитель является Пар-Вибхути Господа, и находится на том берегу реки Вирадж. Река Вирадж - это граница между Вселенной и этой Локой - обителью Благословенного Господа. Эта форма наиболее труднодостижима для преданных. В Рама-Чарит-Манасе Господь демонстрирует её Шри Ману-Шатрупе.
2. Вйуха - существует четыре Вйуха-Формы Господа: Васудэва, Санкаршана, Прадйумна и Аннируддха. Эти формы отвечают за творение, поддержание и разрушение Вселенной. Они пребывают в этой Вселенной, которая есть Лила-Вибхути, атрибут Господа, и находятся на этой стороне реки Вирадж (в таких мирах, как Кширасагар, Лила-Вибхути-Ваикунтха и т.д.).
3. Антарайами - в этой форме Господь пребывает во всех Атмах, пронизывает всю Вселенную, являясь сутью всего одушевлённого и не одушевлённого.
4. Арча - эти формы Господа суть Арча-Виграха, или Мурти (идолы) Господа, пребывающие в различных пунья-кшетрах. К ним относятся Шри Ранганатха, Шри Венкатешвара, Шри Джаганнатх.
В ИСККОН считается, что Господь Брахма и Господь Шива - не Сам Господь, а своего рода полубоги. Каково мнение ачарьев Шри Рамананда Сампрадайи на этот счёт?
Господь Шива и Господь Брахма - не обычные боги. Они суть Гуна-Аватары Господа. Многие саттвические пураны, такие, как Шри Падма Пурана, Шри Вишну Пурана и Шримад Бхагавата Пурана утверждают о единстве Господа и Шивы, Который является формой Господа, принявший качества той или иной гуны. Когда Он принимает саттва-гуну, Он становится Вишну, когда Раджо-Гуну - Вишну (в некоторые кальпы Господь Сам становится Брахмой, в другие - выбирает на эту роль Дживатму), когда Тамо-Гуну - Он становится Шивой. Преданный вайшнав должен уважать Господа Шри Шиву и поклоняться Ему, чтобы достичь преданности Господу. Я процитирую стих из Шри Рама-Чарит-Манаса, где Шри Госвами Джи говорит, что Шива - Севак Свами Сакха сия пи ки - Слуга, Господин и Друг. Преданные должны жить в мире, поскольку тот, кто предан Хари также предан и Шиве, а преданные Шивы также являются преданными Господа.