Voie Cardiaque – Путь Сердца: Луи-Клод де Сен-Мартен
Маркиз Луи-Клод де Сен-Мартен родился 18 января 1743 года во французском городе Амбуаз. Несмотря на знатное происхождение, он никогда не был богатым человеком, зато во время Французской революции имел ряд неприятностей из-за своего титула. О его детстве известно мало. Его мать умерла, когда он был совсем еще ребенком, и в своей автобиографии он говорит, что это событие оставило глубокий отпечаток на его личности, наделив его очень чувствительным характером. Его отношения с отцом были не из лучших; он рано начал задаваться религиозными и экзистенциальными вопросами, поглощая каждую книгу по религиозной философии, которую только мог найти. Он начал учиться на адвоката, как того хотел его отец, но вскоре понял, что это не его стезя. Он презирал юридические привилегии, которыми обладала знать, и находил обучение данной профессии пагубным для собственного характера. Несмотря на филантропический нрав, он отказался от своей профессии и пошел в армию. В те времена военное дело было для молодого человека одной из немногих возможностей путешествовать и одновременно содержать себя. Более того, его офицерский чин давал ему достаточно времени для того, чтобы углубляться в изучение религиозных и мистических текстов.
Во время службы в Лионе он познакомился с двумя офицерами, мсье де Гренвиллем и братом Оноре де Бальзака - Анри. Они были последователями Мартинеса де Паскуалли и членами Ордена Избранных коэнов. Эти два новых друга, узнав о его религиозном рвении и духовном потенциале, представили молодого Сен-Мартена Мартинесу де Паскуалли, которого Сен-Мартен впоследствии описывал как своего первого учителя и мастера. После тщательной подготовки и обучения Сен-Мартен был посвящен в Орден в конце 1760-х годов. Наконец обретя в лице Мартинеса де Паскуалли того человека, которого он в последствии называл своим первым Учителем, а в Ордене Избранных Коэнов - то место и учение, которое он в последствии называл первой своей Школой, Сен-Мартен ступил на Путь истинного Духовного Посвящения, который он столь долго искал и которого желал всем сердцем. Эта Школа была совершенно необходима для него, поскольку, как сам он говорил впоследствии, невозможно человеку самостоятельно открыть Дверь, ведущую в Мир Духовный. Но кто-то иной должен прийти и приоткрыть эту Дверь.
Вскоре Сен-Мартен был допущен во внутренний круг Ордена, после чего оставил военное дело и всецело посвятил себя Ордену, став ближайшим другом и постоянным секретарем Дома Мартинеса. Ему были доверены наиболее ответственные из дел Ордена, как то: предоставление инструкций по Ритуалам Высших Степеней с помощью корреспонденции, а также передача доктринальных наставлений Братьям Ордена во время общих собраний. Члены Ордена Избранных Коэнов следовали по Пути Воссоединения с Богом посредством Теургических Операций, которые обладали весьма сложным церемониалом, для совершения которого нужно было соблюсти множество условий, включая соблюдение определенного времени и обладание теми или иными Ритуальными принадлежностями. Нельзя было изменять ни единого элемента Ритуала, к которому следовало готовиться на протяжение длительного времени с помощью поста, молитвы, сохранения внутренней и телесной чистоты. Сам Ритуал являлся необходимой кульминацией всего священного действа, которое должно было принести духовные плоды. Не многие удостаивались Высшей Степени Ордена - Степени Reau†Croix (Розового Креста). Самым же сложным являлось достижение способности призывать во время Теургической Церемонии таинственное явление - «Ла Шоз» (фр. «Вещь»), посредством которого Избранные Коэны могли входить в мистическое состояние понимания духовной сути вещей. Луи-Клод де Сен-Мартен прошел эту Первую для него Посвятительную Школу, чрезвычайно сложную, но обильно наделяющую духовными плодами тех, кто оказался того достоин. Его первое мистическое сочинение, «О заблуждениях и об истине» («Des Erreurs et de la Verite»), написанное в 1775-м году под псевдонимом «Неведомый Философ» (Philosophe Inconnu), во многом было вдохновлено именно просвещающим действием «Ла Шоз» - Неведомого Посредника Посвящения. Именно благодаря «Ла Шоз», таинственного Посвятителя, которого призывал Мартинес де Паскуалис во время Теургических Операций, Луи-Клод де Сен-Мартен узрел Свет Духовного Мира, и прозрел. Однако его бесконечно удивляло то, что для Прозрения, для Воссоединения с Богом, человеку могут потребоваться длительные Церемонии, которые могли совершаться едва ли не весь день. Он спрашивал у Мартинеса де Паскуалиса, первого своего Учителя: «Мастер, неужели все это нужно для того, чтобы достичь Бога?» На что Мартинес де Паскуалис дал ему совершенно точный ответ: «Нет. Но мы должны довольствоваться тем, что мы имеем». Познав свет истинного Знания, которое некогда было утрачено Первым Человеком, Адамом, после духовного его падения, Сен-Мартен видел и иной путь просвещения человеческих сердец и разума, - и этот путь он назвал Путем Сердца, - мистической практикой познания человеком сначала своей сути, а затем и сути всех сотворенных вещей.
Мистический Путь Сердца есть, в первую очередь, путь молитвы и созерцательности, установления внутренней, незримой связи с Царствием Божиим, ради восстановления в человеке первоначальных его качеств и сил, духовных и божественных. Мистический Путь Сердца не требует от последователя своего практически никаких внешних действий, не требует от него ни Ритуальных принадлежностей, ни соблюдения какого-либо времени. Путь Сердца учит человека постоянной, непрерывной молитве, звучащей так, что слышна она становится лишь Самому Богу и Ангелам Его. Эта безмолвная молитва наделяет человека активными духовными качествами, она дарует ему истинную первоначальную духовную свободу, которую еще необходимо будет обрести ему путем труднейших и сложнейших духовных битв, в первую очередь - со своими же собственными пороками. Тогда победивший вновь удостаивается великолепных духовных Доспехов - Тела Славы, в котором и был сотворен человек изначально, а также возвращает он себе тот Духовный Меч, который делает его грозным противником супротив всех козней его духовных врагов, - невежества, клеветы, безнравственности, и многого другого, что загрязняет человеческое сердце, отдаляя его от Бога.
Создание Пути Сердца стало результатом духовного опыта и совершенствования, приобретенного Луи-Клодом де Сен-Мартеном во время его пребывания в числе Избранных Коэнов, и ознакомления его с работами Якоба Бёме - немецкого мистика, который не знал никаких иных книг, кроме Священного Писания, был простым сапожником, но имел чистое сердце, и потому удостоился возвышенного знания, которое запечатлел в своих мистических произведениях. В дальнейшем Сен-Мартен называл этого Великого Мастера Прошлого своим другом, и в своих же мистических сочинениях он сотворил прочный и ничем не делимый сплав из Доктрины о Реинтеграции Мартинеса де Паскуалиса, мистической доктрины Якоба Бёме и своего собственного Теургического и Мистического опыта.
В 1774-м году Мартинес де Паскуалис, первый Учитель Сен-Мартена, покинул мир, и члены Ордена Избранных Коэнов, оставшись без пастыря, пришли в растерянность и смятение, не ведая, что далее им следует предпринять. Сен-Мартен, желая поддержать своих Братьев, предложил им ввести в ежедневные практики Мистический Путь Сердца, однако не много нашлось таких, кто сумел понять этот путь так же, как Сен-Мартен, и не многие поддержали его. Не смотря на то, что сам Мартинес де Паскуалис, безусловно, владел техникой этого Пути, поскольку, по словам Сен-Мартена, он обладал «активными духовными качествами», и принимал как Теургических Путь, так и Мистический, - в зависимости от того, к чему будет более склонен человек, стремящийся к Духовному благу.
С этого времени для Сен-Мартена начинается тот период, когда он сам становится Учителем и Наставником для множества людей, живущих во множестве стран мира. Он неустанно путешествует по городам родной Франции, посещает и переписывается с жителями иных стран Европы, и, в том числе, посвящает в свой мистический Путь Сердца представителей дворянских семей Российской Империи. Именно о нем говорил князь Голицын: «Я поистине человек только с тех пор, как знаю Сен-Мартена». Он пишет множество мистических работ, первой из которых становится труд «О заблуждениях и об истине», обращенный ко всем людям современного ему века, которые, не смотря на начинавшие уже в то время волновать общество идеи материалистические и атеистические, желали приобщиться к Духовному Свету, и отрешиться от заблуждений сего мира. Это же первое его сочинение было написано им под непосредственным впечатлением от практик Избранных Коэнов и общения с наставником – Мартинесом де Паскуалли. Артур Эдвард Уэйт, английский мартинист XX-го столетия, упоминал в своем очерке о Сен-Мартене, что данное сочинение было выпущено в печатном виде ранее, чем выпущен был «Трактат о Реинтеграции существ», и что в своем первом мистическом сочинении Сен-Мартен весьма сокрытым образом раскрывал Доктрину, представленную жаждущим истины его уму и сердцу Мартинесом де Паскуалли. Он не мог совершенно открыто писать о тайнах, переданных ему при Посвящении, но для истинных Людей Желания он передал все необходимые ключи для раскрытия Доктрины о Реинтеграции, продолжая древнюю традицию своего наставника, он запечатлел в своей первой книге.
У него появляется множество друзей в истинном смысле этого слова, - это его ученики, жившие во множестве различных стран и городов, с которыми он ведет беседы о грехопадении и восстановлении человека в его первоначальных качествах и силах, духовных и божественных. Эти беседы он ведет в небольших кружках людей, посвященных им посредством библейского наложения рук, акколады и передачи мистических наставлений, которые таким же образом, и так же посредством собственного благородного примера должны были совершать великое дело просвещения. В эти кружки он принимал мужчин и женщин, что было новаторством для тех времен, поскольку в ложи общераспространенного в то время масонства принимали исключительно лишь мужчин. Такова первоначальная традиция Мартинизма: приобщение к этой древней традиции никогда не сковывалось никакими внешними условиями и ограничениями, и она всегда передавалась в виде Вольного Посвящения, являя собою акт милосердия, оказываемый Посвятителем по отношению к посвящаемому, вне зависимости от того, каковыми были условия и особенности материального его существования. Еще Мартинес де Паскуалли, наставник Луи-Клода де Сен-Мартена, создавал Ложи Ордена Избранных Коэнов не только для мужчин, но так же и для женщин, взыскующих истины. К женщинам Сен-Мартен относился с особенным уважением, поскольку в первую очередь он видел в них красоту внутреннюю, а не внешнюю, и никоим образом не мог допустить того, чтобы оставить своих современниц без столь просвещения, необходимого для души человеческой столь же, сколь все живые существа нуждаются в воде и в пище. Он любил пребывать в женском обществе, памятуя так же и о том, что первоначальному своему духовному образованию он обязан был своей мачехе, о которой на всю жизнь он сохранил светлую память. Так же, с Якобом Бёме он познакомился благодаря Шарлотте де Бёклин, с которой любил он вести беседы на мистические темы, которые еще более вдохновляли его на продолжение мистического своего Пути.
Традиция Вольного Посвящения в мартинистское учение и мартинистские духовные практики, заложенная самим Сен-Мартеном, поддерживалась на протяжении столетий истинными просвещенными Адептами, которые оберегали и передавали традиционное знание мартинизма в первозданной, неизменной его чистоте. Эта древняя традиция, являющаяся квинтессенцией оккультного и мистического знания, никогда не закрепощалась, неизменными стараниями истинных Адептов, никоими внешними обязательными условиями для приобщения к ней. И все, что нужно было для посвящения в Мартинизм, еще со времен Мартинеса де Паскуалли и Луи-Клода де Сен-Мартена, это чистое сердце, не запятнанное никакими низменными и эгоистическими устремлениями, но самопожертвенное и жаждущее истины и возвращения первоначальных привилегий, коими наделил Человека Бог.
В первую очередь Сен-Мартен учил последователей своих скромности и осторожности, дабы действовали они под покровом тайны для каждого, кто еще только собирается ступить на Посвятительный Путь.
Не смотря даже и на тяжелое положение для аристократии во Франции во время Великой французской революции, Сен-Мартен следовал своему духовному предназначению, и всегда старался осуществлять дело освобождения человеческих душ от пут невежества и от усугубления духовного падения. Он не противится никакой вышестоящей власти, но во всем, посредством смирения своего, находит для своей деятельности и для духовного своего совершенствования пользу. Его престарелый отец, живший в Париже, в то время нуждался в уходе. И Сен-Мартен, не смотря на то, что ему было известна неприязнь, которую испытывал к нему Робеспьер, все равно приезжал к отцу, и оставался с ним, не покидая его в одиночестве. Он был весьма ценен для Провидения, и оно так же не оставляло его в эти трудные для всей французской аристократии дни. Так, 2 термидора 1794 года Робеспьер подписал указ об аресте Неведомого Философа, однако уже через семь дней Робеспьер сам оказался арестован и казнен.
Для многих исследователей Мартинизма по сей день остается неясным вопрос о том, создавал ли Сен-Мартен какое-либо тайное общество, или же он передавал мистические свои наставления лично своим друзьям, не пользуясь, при этом, никакой структурой. Сомнения в том, что Сен-Мартен мог создать какое-либо тайное общество, являются вполне понятными, поскольку Неизвестный Философ всегда выступал против заключения духовного учения в рамки какой-либо структуры, обладающей чертами масонской организации. Он считал, что сия «буква» с ее формализмом, потенциалом как к пробуждению добрых, так и дурных склонностей в своих членах, способна погубить Дух возвышенного мистицизма. После смерти Мартинеса де Паскуалиса Сен-Мартен вышел из всех масонских обществ, к которым он имел отношение, распорядившись, чтобы его имя было вычеркнуто из всех списков масонских лож. Таковое распоряжение обязало его выйти так же и из Ордена Избранных Коэнов. Понимая, какую опасность может нести масонская структура для свободной передачи духовного учения, Сен-Мартен даже писал Жану-Батисту Виллермозу, другому последователю Мартинеса де Паскуалиса, о том, что ему, Сен-Мартену, кажется далеко не самой удачной идея о введении Доктрины о Реинтеграции в структуру устава Строгого Послушания, которую, в совершенно реформированном ее виде, под новым названием Исправленного Шотландского Устава, возглавил Виллермоз. Сен-Мартен, наблюдая за тем, что происходило в масонских ложах его времени, не хотел привязывать мартинистскую традицию к структуре масонских лож. Его близкий друг, Ж. Б. М. Жанс, писал в своей «Библиографической заметке» о Сен-Мартене: «Сен-Мартен был приглашен в 1784 году в последнюю из перечисленных организацию (Общество Филалетов); однако он отказался принимать участие в собраниях ее членов, которые, как казалось ему, говорили и действовали исключительно как масоны, а не как истинные посвященные, то есть не как люди, воссоединившиеся со своим Истоком». Мартинистская традиция представляет собой Путь практический, а отнюдь не спекулятивный, по обретению тех первоначальных качеств, которые были присущи Человеку от начала его сотворения. Посему и его собственные мистические кружки, где проводил он Посвящение, не являлись местом для обмена различными мнениями относительно того, что представляет собой мироздание, что подразумевал Сен-Мартен под организациями масонского толка. Опираясь на Христианский Эзотеризм, мартинизм обладает совершенно точными представлениями о том, каково устройство мироздания, и каково место человека в нем. Также, исследователь тайных обществ и учений Жюль Бушер в своей работе «Мартинизм и Мартинистские Ордена» пишет следующее по поводу отношения Сен-Мартена к масонству: «Сен-Мартен был масоном, который не нашел той возвышенной духовности, которую он искал, он покинул масонство и потребовал, чтобы его имя было вычеркнуто из списка, в котором оно значилось». В этой же работе он излагает совершенно определенную точку зрения относительно того, мог ли Сен-Мартен быть основателем некоторого масонского устава (который, согласно ошибочному мнению других исследователей, мог называться Уставом Сен-Мартена): «Невозможно себе представить, чтобы Сен-Мартен, вышедший из масонства, создал бы собственный устав, и, кроме, чтобы он назвал этот устав своим именем».
В завершительном своем труде, который был опубликован незадолго до его смерти, и который назывался эпико-магической поэмой «Крокодил, или О войне добра и зла», Сен-Мартен показывает свое отношение к зародившейся тогда языческо-египетской масонерии, давая ей крайне отрицательную характеристику. В этой поэме Сен-Мартен, используя аллегории, рассказывает о злом Иерофанте, погубившем город Атлантиду, под которой он подразумевает человечество, пробудив первоначальное зло во Вселенной, воплощаемое чудовищным Крокодилом. Этот Крокодил есть образ дьявола, который, повелевая слугами своими, сеет в сердцах человеческих семена зла. Культ сего Крокодила «исповедует» Иерофант, образ которого Луи-Клод де Сен-Мартен срисовал с Калиостро, основавшего устав Египетского масонства. Иерофанту противостоит Елеазар - один из тех представителей рода человеческого, коий причастен к «Обществу Независимых», - или, иначе, к обществу Святых и Прославленных Душ, тех, кого называют Великими Мастерами Прошлого. Елеазар был избран сим Обществом Независимых, и именно ему было уготовано победить как Крокодила, так и Иерофанта вместе с ним. Образ Елеазара был списан Сен-Мартеном с его первого Учителя - Мартинеса де Паскуалиса. Для Сен-Мартена «Крокодил» есть образ тех демонических существ, которые привели Первого Человека к его падению. Этот образ он встречал так же и в самих документах Ордена Избранных Коэнов, и теперь запечатлел его в художественном виде. «Крокодил» отравляет человеческие сердца, прельщая их ложными ценностями, ложными устремлениями и помыслами. Он ни в коем случае не желает, чтобы человек выбрался из «Леса Заблуждений», как называл Сен-Мартен иллюзию материального мира, пропитанную зловонным дыханием «Крокодила». В образе Елеазара и Общества Независимых Сен-Мартен раскрывал множество важнейших Посвятительных тайн, которые раскрыл для него еще Мартинес де Паскуалли. Для того, чтобы победить «Крокодила», человеку нужно прибегнуть к традиционным мистическим и теургическим практикам, а также ему необходимо обладать тем, что в дальнейшем Доктор Папюс назовет «Астральным Протекторатом», причастностью к вертикальной Посвятительной Цепи. Это связь с Великими Мастерами Прошлого, коии давно разорвали цепь своих перевоплощений, и теперь наблюдают, из-за завесы Мира Незримого, за угнетаемым и блуждающим еще по Лесу Заблуждений человечеством, и ищут тех, кто захочет пройти тот достойный Путь, коий уже завершили они.
материал по ссылке
http://martinist.ru/martinism_history.php