"Свет Азии"

Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

"Свет Азии"

Сообщение hele »

"Свет Азии"

"Поэма в стихах индийского буддиста"

В алфавитном списке статей Блаватской пропустим статьи "Разоблаченная Исида" и журнал "Теософ" и "Соединенные", так как они уже разбирались (в том списке они почему-то даны дважды).
Первая правда называлась в первый раз
""Разоблаченная Изида" и журнал "Теософ" о перевоплощении", но содержание то же. Правда, в публикации второго раза добавлены в конце слова: "А пока подождем, не процитирует ли Ч.К.М. в журнале «Light» что-либо из данного комментария."

Тогда следующая статья к рассмотрению - "Свет Азии"

Она начинается словами: "Весьма своевременно вышла в свет работа в поэтической форме...", т.е. посвящена выходу в свет поэмы Эдвина Арнольда "Свет Азии".

Напомню, что именно этот текст "Свет Азии" Э.Арнольда Блаватская просила читать на каждой годовщине ее смерти - Дне Белого Лотоса, наряду с Бхагават Гитой.
И он действительно сейчас ежегодно читается (разные эпизоды).

Оказывается, Эдвин Арнольд был кавалером ордена Звезда Индии, который существовал в Индии с 1861 по 1947 годы.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: "Свет Азии"

Сообщение hele »

Блаватская приводит слова одного из критиков, высказавшегося о "Свете Азии" Арнольда: "это... «не критика религии, заведомо считающейся ложною, но трогательное изложение религии, содержащей столь много истинного, устами ее приверженца [sic]»"

В "Свете Азии" описывается жизнь Будды, и значит, буддизм.

Ее оценка (оценка Е.П.Блаватской) весьма положительна: "мы рассматриваем эту поэму как поистине замечательный образец литературного таланта, насыщенный философской мыслью и религиозным чувством"

Также можно отметить, что она считает свою эпоху: "эпоху Science of Religion и всеобщего свержения богов древности".
То есть эпоха Науки о Религии, и это верно, тогда начиналось общее религиоведение как наука. И с этим ЕПБ связала вторую цель Общества (Теософского).

"Мильтоновские строки поэмы полны глубокого смысла, просты, но убедительны,..."
Мильтоновские строки означает похожесть слога стихосложения Арнольда на Мильтона, который написал "Потерянный рай".
Вот как говорится о стихах Мильтона в книге "Тибетская йога и тайный доктрины" Тумановой О. http://www.universalinternetlibrary.ru/ ... a/10.shtml

Глава "Тибетское стихосложение"
"Тибетский текст о ритуале Чёд, по крайней мере в первой его части (репродукция которого предваряет Книгу V), ближе по структуре и метрике к поэзии, нежели белый стих канонической литературы, о котором писал Чома де Кёрёш. Он состоит из нерифмованных (белых) стихов и в некоторых чертах напоминает шекспировский и мильтоновский стих, которому классическая поэзия Греции и Рима служила образцом."
"В тибетском тексте преобладает белый стих из девяти слогов, то есть в стихе содержится четыре с половиной стопы, а не пять, как в "Потерянном рае". Но в обоих произведениях ударение падает на второй, четвертый, шестой и восьмой слоги, а в тибетском еще и на девятый, образующий усеченную стопу, тогда как в "Потерянном рае" десятый слог ударный."

То есть получается, что Арнольд сделал свой текст на основе принципов тибетского стихосложения.
(Выделено мной - h.)
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: "Свет Азии"

Сообщение hele »

Уже сказала, что "Свет Азии" Э.Арнольда это описание жизни Будды

"БУДДА (санскр. - букв. - просветленный)
1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии"
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/79438

Из статьи Блаватской о поэме:
"Нравственное величие героя — этого принца королевской крови, который мог бы быть «Богом Богов», но который
...променял богатства мира на чашу нищего,"

(слова курсивом здесь это наверное из текста Арнольда)

Но в конце концов этот принц и стал Богом Богов...
Он один из величайших Сущностей нашей планетной иерархии...

"Нравственное величие героя ... так же как и становление его философии — плод нескольких лет уединенной медитации и борьбы со своим смертным «я»"...,

Да, то, что Будде удалось за "несколько лет", как видим из параллельной темы "Кто такой Бог?", современным западным последователям буддизма не удается и за десятилетия а может и за всю жизнь. Ну что же - значит, это так нужно... другие века - другой мир - другие религии (отсутствие религии - объединение религий)... поэтому и другие требования к становлению людей и принципам их объединения во Всеобщее братство.

"...на протяжении почти восьмидесяти лет..." - возраст Будды при его кончине...

"Любой искатель чистейшего, высочайшего идеала религиозного реформатора в мировых рекордах прошлого, после знакомства с жизнеописанием Будды оставляет дальнейшие попытки. В мудрости, усердии, скромности, чистоте жизни и мысли, в своем стремлении принести пользу человечеству, в призыве к добру, терпению, состраданию и кротости, Будда превосходит всех других реформаторов так же, как Гималаи — все другие вершины. Изо всех основателей религий он был единственным, кто не нашел ни одного злого слова, даже упрека для тех, чьи взгляды отличались от его собственных."

"Нет ничего возвышеннее и чище его социального и нравственного кодекса. «Этот нравственный кодекс, — говорит Макс Мюллер, — даже взятый в отдельности — один из самых совершенных, которые когда-либо знал мир»"
Аватара пользователя
Герман
Сообщения: 2121
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 12:15

Re: "Свет Азии"

Сообщение Герман »

"Свет Азии" действительно очень хорошая вещь и зря на него не обращают обычно внимания -

5, 5 лет назад рассматривали эту поэму -

http://theosophy.forum24.ru/?1-7-0-0000 ... 1214030237
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: "Свет Азии"

Сообщение hele »

"...отцы ранней римско-католической церкви — канонизировавшие святых, ... — утверждали, что он был одним из их новообращенных, и под именем святого Иосафата занесли его в «Золотое Предание» и «Мартиролог» как правоверного католического святого, причисленного к лику блаженных. По сей день в Палермо стоит церковь, посвященная Будде под именем Диво Иосафат"

Надо же... не думала, что такое возможно - а вот было же. Молодцы эти Отцы... осуществили уже тогда переплетение религий, хотя наверное и не думали об этом. Здесь говорится, что считали Будду "новообращенным" - нужно понимать христианином.

Арнольд говорит в своей работе о современном ему количестве буддистов в мире
"Четыреста семьдесят миллионов наших современников живут и умирают, следуя принципам Гаутамы..."

Что сейчас?
Вот здесь данные 2010 года о распределении людей Земли по религиозным взглядам. Думаю, сейчас несильно изменилось
http://www.pewforum.org/2012/12/18/glob ... cape-exec/

"The demographic study – based on analysis of more than 2,500 censuses, surveys and population registers – finds 2.2 billion Christians (32% of the world’s population), 1.6 billion Muslims (23%), 1 billion Hindus (15%), nearly 500 million Buddhists (7%) and 14 million Jews (0.2%) around the world as of 2010. In addition, more than 400 million people (6%) practice various folk or traditional religions, including African traditional religions, Chinese folk religions, Native American religions and Australian aboriginal religions. An estimated 58 million people – slightly less than 1% of the global population – belong to other religions, including the Baha’i faith, Jainism, Sikhism, Shintoism, Taoism, Tenrikyo, Wicca and Zoroastrianism, to mention just a few."

2,2 млрд христиан (31,5 процентов)
1,6 млрд мусульман (23,2 процентов)
1 млрд индуистов (15 процентов)
500 млн буддистов (7,1 процентов) (то есть со времен Блаватской количество буддистов в мире практически не изменилось; но в процентном отношении - в статье "Свет Азии" говорится, что " Более трети человечества обязано своими нравственными и религиозными убеждениями этому величайшему принцу", то есть тогда эти 470 млн получается составляли треть населения планеты?..)
14 млн иудаистов (0,2 процетов)
400 млн (6 процентов) практикуют различные традиционные религии (Африканские, Китайские, Американские, Австралийские)
58 млн (1 процент) - другие религии (Бахаи, Джайнизм, Сикхизм, Синтоизм, Даосизм, Tenrikyo, Wicca и Зороастризм) (о Tenrikyo, Wicca пока не знаю что это такое)

Наконец на диаграмме есть еще раздел 16,3 процента "не присоединившихся ни к какой религии". Но не вижу, чтобы там было написано об атеистах (там о тех, например, кто между христианством и мусульманством). Хотя наверное атеисты входят в это число, так как в сумме по всем религиям и неприсоединившимся получаем 6,8 млрд человек, а это в 2010 году составляло как раз видимо население Земли (как известно, сейчас оно достигло 7 млрд)

В конце статьи "Свет Азии" ЕПБ пишет: "Теперь мы перейдем к объяснению некоторых священных легенд".

И дальше видимо редактор Теопедии :
"[Далее следует пространное изложение поэмы, перемежающееся многочисленными цитатами]".
То есть получается что здесь в Теопедии эта статья дана не до конца?..

Вернуться в «Статьи Блаватской»