Давайте вернемся к теме.
• МАЙЯ — МАЙЯ, понятие древней и средневековой индийской философии. Имеет несколько значений; наиболее известное, развитое в адвайта веданте, иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающегопод видимым многообразием свою истинную сущность Брахмана… … Современная энциклопедия
• МАЙЯ — понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболееизвестное, развитое особенно в адвайта веданте, иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающегопод видимым многообразием свою истинную сущность,… … Большой Энциклопедический словарь
Поскольку мир воспринимает сознание, то майя – это иллюзорное, не полное, искаженное восприятие сознанием мира.
Ма́йя (санскр. माया, māyā IAST, букв. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений[1].
Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а от того что она — преходящая.
Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся иллюзиям, майе.
Для индуизма (как и буддизма) характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п.
Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путём отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары.
Многие философские школы индуизма относят к псевдореальности (майе) также не только окружающий, тварный мир, но и всех богов индуистского пантеона. Истинной же реальностью является Единое (санскр. एकम् सत्, ekam sat IAST, букв. «единственное бытие») или Брахман. \Википедия\
майя(санскр. maya — иллюзия, видимость) — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая этому миру проявиться во всем своем многообразии. \Новая философская энциклопедия\
Поскольку здесь все сложено в «кучу», то нужно разобрать все более подробно.
майя(санскр. maya — иллюзия, видимость) — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая этому миру проявиться во всем своем многообразии. \Новая философская энциклопедия\
Ма́йя (санскр. माया, māyā IAST, букв. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений[1].
Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а от того что она — преходящая. \Википедия\
Если майя это Энергия, проявляющая (создающая) мир во всем многообразии, то Она не может быть иллюзией. Потому что иллюзия:
«Иллю́зия (лат. illusio «заблуждение; обман») — это:
• обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию; …». \Википедия\
ИЛЛЮЗИЯ (лат. illusio — обман, заблуждение) — искаженное восприятие или представление действительности. Иллюзия возникает: 1) при необычных внешних условиях восприятия объектов, причем органы чувств воспринимающего субъекта функционируют нормально (напр. “оптический обман”); 2) принеобычных (патологических, аффективных, наркотических) состояниях физиологических механизмов субъекта; под влиянием боли, опьяняющих веществ или аффектов (особенно страха, ожидания, надежды) сознание формирует искаженное представление об объектах действительности или воспринимает их неадекватным образом; в данном случае иллюзию следует отличать от галлюцинации, которая возникает в отсутствие внешних объектов. \ Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.\
Термин «иллюзия» относится к сознанию человеческого уровня развития. Здесь «Википедия» и «Новая философская энциклопедия» противоречат сами себе.
Энергия, которая руководит созданием и создает формы через Дэв и дэв, имеет целью развить единицы (как сознания) через воплощение в формы. Зачем скрывать Энергии от человеческого сознания «истинную природу мира»?
Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. \Википедия\
Это представление не является ложным, а лишь не полным, а значит искаженным. И такое представление называется иллюзия, а не майя.
Многие философские школы индуизма относят к псевдореальности (майе) также не только окружающий, тварный мир, но и всех богов индуистского пантеона. \Википедия\
Не может майя как Энергия и Дэвы и дэвы относится к псевдореальности. Корнем майи является Единая Реальность, а поэтому она по праву может называться реальностью.
«МАЙЯ (санскр.). Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствие этого – восприятия. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей – иллюзией». \ Теософский словарь» Е.П.Б.\
Е.П.Б. считает, что майя – это космическая сила (Энергия и Дэвы и дэвы), а так же формы подверженные разложению и дифференциации.
Здесь мы разобрали только три варианта термина «майя», а на самом деле их больше. И каждый волен сам выбирать какой вариант наиболее верный.
hele писал(а):homo писал(а):
Восточная философия
Майа
Иллюзия материального мира
Изначальное конституциональное положение живых существ - чистый дух. Но о человеческом существе, которое отождествляет себя с материальным телом, можно сказать что оно в майе. Майа означает "не это". В сумерках скрученная веревка иногда ошибочно принимается за змею. Воображаемая змея - "не эта" веревка. Один предмет ошибочно принимается за другой. Таким образом обманутая майей, обусловленное живое существо принимает тело за душу.
Однако, как мы можем ошибочно принять веревку за змею, если мы не знаем о существовании змеи? Концепция змеи сама по себе не является неистинной или недействительной. Неистинной или недействительной является ошибочное отождествление. Аналогично, материальное тело - продукт майи, материальной энергии Господа, и майа зависит от Кришны, подобно тому, как облака производятся солнцем. Благодаря теплу солнца, морская вода испаряется и трансформируется в облака. Как облака являются трансформацией энергии солнца, майа является трансформацией духовной энергии Кришны. Поэтому она реальна; она не ложна, как иногда заключают из примера змеи и веревки.
Проанализируем текст, у которого нет автора.
Изначальное конституциональное положение живых существ - чистый дух.
Подтверждение этой мысли у Е.П.Б. я не встречал. Хотя я полностью согласен с этой мыслю и могу еще кое что добавить и уточнить.
Аналогично, материальное тело - продукт майи, материальной энергии Господа, и майа зависит от Кришны, подобно тому, как облака производятся солнцем.
Здесь материальное тело (форма) является продуктом майи, а не самой майей. В то время как у Е.П.Б. к майе относятся и космическая сила (энергия) и форма. Поэтому:
Но о человеческом существе, которое отождествляет себя с материальным телом, можно сказать что оно в майе. Майа означает "не это".
С точки зрения Е.П.Б. так можно сказать, но с точки зрения анализируемого текста можно сказать только с большой натяжкой.
Как облака являются трансформацией энергии солнца, майа является трансформацией духовной энергии Кришны. Поэтому она реальна; она не ложна, как иногда заключают из примера змеи и веревки.
Здесь сказано, что майя реальна с чем я полностью согласен, хотя согласна ли с этим Е.П.Б., я не знаю.