Дух и Интеллект

Истинофил
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 31 дек 2021, 19:10
Откуда: ЕС(СР)

Дух и Интеллект

Сообщение Истинофил »

Дух и Интеллект.

В каком отношением они находятся? Как Дух влияет на Интеллекта и как Интеллект на Духа?
Может ли существовать Интеллект без Духа и Дух без Интеллекта?
Что имеется ввиду под "духовное развитие" и под "интеллектуальное развитие"?
Чем опасен Интеллект и чем чревата т.н. "бездуховность"?

Ну что, обсудим? :nez-nayu:
Есть Сансара - есть проблема; нет Сансара - нет проблема
Истинофил
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 31 дек 2021, 19:10
Откуда: ЕС(СР)

Дух и Интеллект

Сообщение Истинофил »

В качестве примера могу дать ПМ 65. Пожалуйста посмотрите на диаграмму. И на комментариях под ней.
Стрела указывает направление, принятое эволюционирующим импульсом. I, II, III, IV и т.д. – семь главных или коренных рас. 1, 2, 3 и т.д. – субрасы. а, а, а, и т.д. – ответвления. N – точка начала и завершения эволюции на планете.

S – точка оси, где развитие уравновешивается или приспосабливается к эволюции каждой расы.

E – экваториальные точки, где по нисходящей дуге интеллект одолевает духовность, а по восходящей духовность вытесняет интеллект.
:-)
Есть Сансара - есть проблема; нет Сансара - нет проблема
СЭШ
Сообщения: 551
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Дух и Интеллект

Сообщение СЭШ »

Истинофил:
//В каком отношением они находятся?

Если использовать аналогию, то на мой взгляд одна из лучших аналогий отношения принципов друг с другом (в том числе и Духа с интеллектом) приведена в Катха-упанишаде:
атманам ратхинам виддхи шарирам ратхамева ту /
буддхим ту саратхим виддхи манах праграхамева ча //3//
индрийани хайанахурвишайам стешу гочаран /
атмендрийаманойуктам бхоктетйахурманишинах //4//
3.Знай Атман (Дух) как владельца колесницы, а шарира (тело) – как колесницу. Знай буддхи (разум/интеллект) как колесничего, а манас (ум) – воистину как поводья.
4. Индрии (чувства) называют конями; представив себе чувства конями, (знай) объекты как пути. Когда Атман связан с телом, чувствами и умом, распознающие люди называют его наслаждающимся.
Катха-упанишада (Часть I, Песня III)
Т.е. отношения Духа, интеллекта и тела, уподобляются отношению едущего в колеснице (способного волей или намереньем отдавать приказы колесничему), управляющего колесницей (колесничего) и самой колесницы.

Истинофил:
//Как Дух влияет на Интеллекта и как Интеллект на Духа?

В тексте Шанкары "Атма джняна падеша видхих" есть некоторые разъяснения на этот счёт:
2.1.Тогда что же такое Атман (Дух)? Он отличается от всего упомянутого ранее, будучи самым глубинным и сокровенным; всепроникающим подобно эфиру (акашават); тонким, вечным, неделимым, бескачественным, незапятнанным, лишённым всяческих действий (ухода и прихода); чуждый представлениям о “я” и “моё”, желаниям, антипатиям, стараниям. Он сияет по своей природе подобно жару огня или свету солнца; не имеет связи с элементами (бхута - акашей и другими); не обладает органами (карана) подобно буддхи (интеллекту/разуму) и другим. Будучи свободным от гун саттвы и остальных, не имея прану и другие жизненные потоки, он не затрагивается ни голодом, ни жаждой, ни грустью, ни заблуждением, ни старостью, ни смертью, ни качествами жизненной силы, интеллекта и тела; это - Атман, обитающий в сердцах всех существ и Созерцатель всех интеллектов.

2.2.Всепроникающий и неделимый Атман (Дух) не может иметь своим вместилищем буддхи (интеллект/разум), подобно тому как ничто не может быть вместилищем для эфира. Атман описывается обитающим в сердцах всех существ, ибо известно, что он связан со всеми интеллектами.
Т.е. Дух является Созерцателем всех интеллектов, поскольку связан с интеллектами всех живых существ.
2.8.Почему сказано, что существует связь между Атманом (Духом) и буддхи (интеллектом/разумом)?

2.9.Отношение возможно в силу того, что оба имеют тонкую природу, прозрачны, неделимы. Поэтому они оба способны взаимодействовать друг с другом.

2.10.В связи с этим можно сказать, что существующий контакт между Атманом и буддхи является мнимой проекцией, потому что буддхи, хотя сам и не исполнен света, подобно кристаллу сияет благодаря близости Света, то есть Атмана, чья природа - чистейшая лучезарность.

2.11.Тем не менее, не может быть связи Атмана с буддхи подобно соединению дерева и лака, поскольку ни Атман, ни буддхи не имеют какой-либо видимой формы.
Поскольку Дух является единственным Созерцателем, он освещает всё через интеллект, поэтому интеллект и видится связанным с Духом и ошибочно принимается за созерцателя, что является всего лишь мнимой проекцией, поскольку настоящий Созерцатель, освещающий все интеллекты и всё через интеллект это Дух.
2.19.“Как можно познать Атмана (Дух) посредством буддхи (интеллекта/разума), если он - чистое Сознание?” - вопрос неправомерен, так как Атман, подобно солнечному свету, является освещающим интеллект.

2.20.Как Солнце не может быть освещено формами и цветами, так и Атман не может быть познан средствами интеллекта.

2.21.Атман непознаваем средствами интеллекта и в силу следующей причины: поскольку интеллект - объект познания, невозможно, чтобы он был познающим, то есть субъектом познания.

2.22.А если бы интеллект, будучи объектом познания, был также субъектом, тогда он не мог бы выступать в качестве объекта познания, подобно как два источника света не могут быть освещаемы друг другом.
Дух освещает интеллект, а не наоборот, поэтому интеллект является объектом созерцания и не может познать своего Созерцателя, который познаётся только через прямое постижение и переживание.

Истинофил:
//Может ли существовать Интеллект без Духа и Дух без Интеллекта?

Интеллект не может существовать без Духа, поскольку интеллект это инструмент, который является проводником Духа, через который Дух освещает всё как Созерцатель, а поскольку всё уже содержится в бытие Духа, то и Духа без всего быть не может, если только мы это не рассматриваем чисто умозрительно :)
"Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого; и точно говоря, термин «Человеческая Монада» применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к ее высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа......"
Блаватская Е.П., «Тайная доктрина», т. 1, ст. 6, шл. 4, гл. Семеричное подразделение...
LRL
Сообщения: 1248
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 14:45

Дух и Интеллект

Сообщение LRL »

Повтор
LRL
Сообщения: 1248
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 14:45

Дух и Интеллект

Сообщение LRL »

LRL писал(а): 02 дек 2024, 10:30
Истинофил писал(а): 29 ноя 2024, 21:51 Дух и Интеллект.

В каком отношением они находятся? Как Дух влияет на Интеллекта и как Интеллект на Духа?
Может ли существовать Интеллект без Духа и Дух без Интеллекта?
Что имеется ввиду под "духовное развитие" и под "интеллектуальное развитие"?
Чем опасен Интеллект и чем чревата т.н. "бездуховность"?

Ну что, обсудим? :nez-nayu:
Вспомните символ Дао: Инь и Ян. Вот так они и соотносятся.
Но в в Круге, ограниченном определенным пределом. Пределом Свободы.
Пределом выявления свободы Духа будет качественный уровень способности интеллекта воспринять это выявление. Уразуметь.
А это означает , различить в себе эти тормозящие обстоятельства.
Может ли существовать один без другого: в символе Дао, в каждом содержится противоположный. То есть в отношении существования ответ : не может
Опасно неравновесие. Как привязанность к тому или другому, котороя порождает страдание.
Вот как-то так...
Аватара пользователя
СВЕТ 7
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 19 янв 2018, 18:12

Дух и Интеллект

Сообщение СВЕТ 7 »

Существует ли Дух во врожденном умственном идиоте?...
В начале нужно определиться с самим понятием "Дух", или "Жизнь" - что одно и то же.
Дух для временной психофизической Личности с животным пищевым телом - это энергия Воли ее человеческой Монады.
Энергия Воли - это и есть сама Жизнь в ее полном человеческом понятии.
ДУХ для Логоса Земли Санат Кумары - это Энергия Воли его МОНАДЫ...

И так далее...

Вернуться в «Теория и персоналии»