dusik_ie писал(а): ↑24 июн 2021, 13:19
Данная тема перекликается с темой моего блога : Теория =Практика, потому детально я выскажусь там. А здесь несколько «вырвано из контекста» - в чем собственно претензии к Юнгу и второе – две стороны медиумизма.
Очень интересные темы Вы озвучили. У меня многое что есть сказать по двум пунктам, но ограничусь пока тем, что связано с "претензиями к Юнгу". Если разрешите, то продолжим в Вашем блоге уже о другом.
1) Символ
Юнг никогда не подходил к символу однобоко. Всякий символ можно объяснить разными способами в зависимости от контекста в которое данный символ облачается. При этом сам символ является также является носителем какой-либо идеи или комплекса идей.
каждый символ на папирусе или на олле является многогранным алмазом, каждая грань которого не только заключает в себе несколько толкований, но также имеет отношение ко многим наукам. (ЕПБ ТД)
То, что мы называем символом, — это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. (Юнг: архетип и символ)
При этом значение символа может переворачиваться на противоположное.
Символический процесс есть опыт в образах и образов. Его развитие соответствует закону энантиодромии (т.е. согласуется с принципом, согласно которому некоторая данная позиция в конечном итоге смещается в направлении своей противоположности)
Критический словарь аналитической психологии Юнга
Исходя из этого претензия к Юнгу здесь не ясна. Его понимание Символа ничем не отличается от того понимания которое вкладывала Блаватская.
2) Сознание и его виды:
Этот момент в свое время меня вообще поразил. Блаватская предвосхитила не только дальнейшее развитие физики, но и развитие психологии.
Когда Юнг говорил о видах сознания, он один в один повторял слова Блаватской. Вы сами посмотрите, просто термины меняйте на другие и всё.
Виды сознания по Блаватской и Юнгу
Виды сознания даны в инструкциях. Что касается Юнга, то можно использовать критический словарь психологии Юнга.
Сознание как таковое зарождается между камой и манасом. Атма-Буддхи действует больше в атомах тела, бациллах, микробах и т. д., чем в самом человеке.
Блаватская
1) Кама-манасическое сознание
низшие степени инстинктивного сознания животных и идиотов; планы восприятия; у человека они рациональны, например, у собаки, запертой в комнате, возникает инстинкт вырваться на волю, но она не может, так как инстинкт ее недостаточно рационален; тогда как человек сразу же разберется в ситуации и вызволит себя. Высшая степень этого кама-манасического сознания является психической (например, когда находишься под воздействием веселящего газа). Следовательно, существует семь степеней – от инстинктивно животной до рационально инстинктивной, или психической.
Юнг
1) Психоидное сознание
этот наиболее фундаментальный уровень бессознательного обладает свойствами общими с органическим миром; психологический и физиологический миры могут рассматриваться как две стороны одной медали.
Блаватская
2) Кама-праническое сознание
всеобщее жизне-сознание, принадлежащее всему объективному миру, даже камням; ибо, если бы камень не обладал чувствительностью и сознанием, он не мог бы испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого камического сознания.
Юнг
2) Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от личностного бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием, в отличие от последнего, личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Личностное бессознательное состоит главным образом из комплексов, тогда как содержание коллективного бессознательного составляют в основном архетипы.
Блаватская
3) Астральное сознание
а именно сознание растений (чувствительных), муравьев, пауков, а также некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчел. У позвоночных животных это сознание отсутствует, но плацентарные животные имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, и дремлющие в настоящее время. На этом плане действуют идиоты; расхожая фраза «он лишился ума» есть оккультная истина. Ибо когда из-за испуга и пр. низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане.
Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос.
Юнг
3) Личное бессознательное
совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.
Блаватская
4) Чувственное, объективное сознание
Юнг
4) Сознание (обычное восприятие)
Все эти четыре типа сознания относятся к эго что по Юнгу, что по Блаватской.
Они оба очень глубоко изучали философию и религию Востока
У Юнга впервые это можно увидеть начиная с книги "Трансформации и символы либидо", где он дает психологические комментарии к упанишадам и ригведе. Более подробно о взаимодействии Юнга с восточной философией можно прочитать во введении Шамдасани к семинару Юнга по кундалини-йоге.
Оба утверждали о превосходстве Востока в глубинных знаниях бытия над Западом.
Это те из причин, по которым я ищу точки соприкосновения Юнга и Блаватской. Я их нахожу.