Трансперсональная Психология

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Трансперсональная Психология

Сообщение Volt »

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.

О параллелях между когнитивной психологией и духовными традициями и о том, почему психологи должны уделять больше внимания трансперсональной психологии расскажет в интервью профессор Ливерпульского университета Джона Мура Лес Ланкастер.
:
В. Психотерапия как и медицина в целом может оказаться в непростой ситуации. Вы полагаете, что она должна обратиться к такому понятию как "душа"? Не будет ли для нее это проблематичным?
О. Это зависит от того, что мы понимаем под этим термином. Каждый из нас давая определение души исходит из своих догматических представлений. Я же предлагаю рассматривать результаты психологических курсов, в которых клиенты обнаруживают для себя большое значение духовным практикам. Именно поэтому я вижу важность обращения к душе во время психологических курсов.
Но давайте вернемся к душе. Существует два взгляда на это понятие. Первый опирается на область религии. С богословской точки зрения существует нечто Иное, туманно формулированное под терминами Бог, Абсолют и т.д. и есть то, что соприкасается с человеком, наделяя его чем-то божественным и само оно является неотъемлемой частью Иного.
Вторая точка зрения лежит в области трансперсональной психологии. В ней есть много философских школ, но есть и то, что нас всех объединяет, а именно понятие "Разум". Разум имеет гораздо большее значение чем просто "эго" или "Я". Также ми используем термин "Психика", который в свою очередь также означает нечто большее чем "самосознающий разум". В данном случае здесь также все упирается в термины. Если и рассматривать что-нибудь под термином "Душа", то я думаю сюда больше подходит "Разум".
В. В традиции буддизма также придают большое значение Разуму.
О. Отличительной чертой трансперсональной психологии является то, что она включает в себя разнообразные духовные традиции со всего мира. И конечно же все эти традиции, а не только восточные, придают большое значение Разуму. Но здесь нужно также внести ясность. Все великие авторы, на которых и основана трансперсональная психология определяют разум по-разному: Уильям Джеймс сводит его к сознанию и чувствам личности, Карл Юнг к коллективному бессознательному и т.д. Дело в том, что широкое понимание понятия "Разум" очень важно для людей, так как у каждого свой личный опыт, который обогащает их личную жизнь.
В. Трансперсональная психология является другим названием парапсихологии?
О. Нет, это не так. У парапсихологии ограниченные цели: демонстрация наличия определенных психологических явлений, которые в настоящий момент имеют сомнительный научный статус и не вписываются в общепринятую научную модель миропонимания. Телепатия, психокинез - это своего рода явления. Демонстрация этих явлений и попытка их обосновать с научной точки зрения входит в компетенцию парапсихологии. Здесь стоит отметить, что эти явления могут происходить в разных состояниях сознания, тогда мы уже будем в сфере интересов не только парапсихологии, но и трансперсональной психологии.
Целью же трансперсональной психологии является преображение себя. Иными словами это стремление к просветлению, если можно так выразиться. Поэтому трансперсональная психология шире чем парапсихология.
Также нужно сказать несколько слов по поводу самих явлений. Многие духовные традиции признают эти явления, но при этом оговариваются, что не стоит обольщаться на их счет. Они отвлекают от более важных целей. И я хочу видеть чтобы трансперсональная психология всегда придерживалась именно этого взгляда. Духовные учения призывают к нечто гораздо большему, более существенному чем просто к развитию психических способностей.
Также я должен предупредить об опасности духовного нарциссизма, когда мы занимаемся духовными практиками. Это очень важная тема. Эта опасность приходит к нам в тот момент, когда мы придаем большее значение психическим явлениям, чем они есть на самом деле. Это ловушка на духовном пути.
В. Так в чем же ваши сходства и отличия?
Я уже сказал, что парапсихология не охватывает трансформационный аспект. Позвольте мне рассказать о своем опыте: я сам сталкивался в своей жизни с психическими явлениями, но я не был заинтересован в их изучении. У меня нет сомнений в том, что это всего лишь явления, которые связаны с расширением сознания, о чем мы говорили ранее. Я не вижу фундаментального различия между разумом и физическим миром. Но как трансперсональный психолог я не заинтересован в проведении экспериментов для статистической проверки этих явлений.
В. Некоторые парапсихологи как раз заинтересованы
О. Я думаю, что как раз все парапсихологи заинтересованы в этом. Это сфера их деятельности. Некоторые трансперсональные психологи работающие в сфере парапсихологии также могут быть заинтересованы в этом. Я просто говорю, что основная задача трансперсональной психологии состоит не в этом. Это более широкая дисциплина, в которой может найти свое место и парапсихология.
В. Я думаю, что рационалисты и упертые бихевиористы с ужасом решат, что вы хотите добиться внедрения изучения трансперсональной психологии в университеты.
Не мое дело спорить с этими людьми, но я так и считаю что трансперсональная психология должна преподаваться на уровне университета. Давайте рассмотрим учебную программу для психологов. Здесь есть два аспекта: первый аспект включает в себя изучение основных предметов психологии. К таким предметам относится когнитивная психология, социальная психология и т.д. Второй аспект отражает научные интересы сотрудников, которые могут перейти в более специализированные области. Часто эти специализированные области отражают передний край психологии. Вы, как и я знаем, что учение психологии может быть очень консервативным.
В. Да, да.
Поведенческая психология, когнитивная психология, социальная психология и так далее очень консервативны. Изменения к этим областям психологии приходит из других областей. Взять в пример Коучинг психологию.
В. Да, да
Коучинг психология не является основным предметом для бакалавров. Но вы сами знаете какое благотворное влияние она оказывает на общество в целом. Психология ведь должна отражать все изменения в обществе.
Эти изменения проходят также и в духовной плоскости. Вы, как и я знаете, что слово "духовность" вообще не использовалась 30 лет назад. Если вы посмотрите на историю психологии, вы обнаружите, что модели, которые мы используем, затрагивают доминирующую культурную среду. Трансперсональная психология изучает психологические основы духовности и она должна быть основной программой для изучения. Конечно, она не является мейнстримом, но как курс она необходима.
В. Могли бы вы рассказать нам о вашей диссертации "Трудные проблемы пересмотра:от когнитивной нейронауки к Каббале и обратно."?
О. Это глава из моей недавно опубликованной книги "Нейронаука, Сознание и Духовность". Вкратце трудная проблема касается нашего понимания сознания - почему происходит опыт вообще. Все наши исследования мозга и когнитивных процессов не в состоянии объяснить этот вопрос, почему деятельность в нашем мозге переходит в опыт. Это основная загадка сознания.
В книге я рассказываю аспекты каббалы, которые относятся к психологии - каббалистической психологии и сделал вывод, что есть параллели между пониманием сознания в каббале и в научной психологии, но эти параллели не так легко сочетаются. Взять в пример можно учение о разных мирах или о микрокосме и макрокосме.
В. В этом вся суть дела. Как психология может принять другие реальности, да еще и преподавать это?
Да, вы правы, что суть дела именно в этом. Но наличие других реальностей не является препятствием. В результате многочисленных открытий в физике за последние 100 лет стало ясно, что реальность может предполагать нечто гораздо большее чем мы привыкли считать.
Пионер квантовой механики Нильс Бор, однажды заметил: "Если квантовая теория не потрясла тебя — ты её ещё не понял". Это же касается и психологии и неврологии.
Трансперсональная психология изучает туже реальность, что и физика. Кроме того она исследует тот материал, который находит в духовных и мистических традициях для более глубокого понимания разума и психологического роста. Я отмечал, что изучение это требует погружения в практику, которую преподают мистики. Здесь существует тонкая грань принятия всего что относится к одной традиции и частичное или полное отрицание учения другой традиции. "Ни принимать, ни отвергать" - это девиз трансперсональной психологии, сердце должно быть открытым ко всему.
В. Здесь можно усмотреть разные подходы для изучения: как теоретический, так и практический. Ведь чтобы изучить практику, я думаю, нам сперва необходимо изучить и саму теорию (культуру традиции, ее язык...). Не кажется ли вам, что на это не все будут способны?
Это что-то сродни изучению языка. Ваше изучение иностранного языка будет не полным, если вы не окунетесь в культуру и традиции той страны, где на этом языке общаются.
Каждый ли человек способен на это? Думаю, нет. Некоторые люди тянутся к мистическим переживаниям и стремятся более глубоко постигнуть этот мир, другие нет. Это всегда так. Но это не столь важно. Важно здесь, как вы сказали, найти подход для изучения. Попытаться преподнести весь богатый и сложный материал для обучения таким образом, чтобы психологи могли его использовать, как это произошло с внимательностью. Есть большое количество работ по развитию внимательности, но совсем мало самих упражнений.
В. Вы тогда оптимист, если считаете что психологи откажутся от своих старых методик и сможет принять совсем другую точку зрения о реальности.
Я не о методологии как таковой. Если вернуться на 10 - 20 лет назад, то качественная методология и так была скудной. На этом фронте произошел квантовый сдвиг. Теперь я не знаю университета, где преподают психологию без качественной методологии. Мы должны понять причину этого сдвига. Я бы предположил, что этот сдвиг произошел в результате изменения культуры, которая в свою очередь повлияла и на психологию. Просто маятник качнулся в эту сторону.
Существует широкий спектр методов, используемых в трансперсональной психологии, некоторые количественные некоторые качественные. Так что - как я уже говорил - фундаментальная проблема состоит не методологии как таковой. Это, скорее, о роли исследователя: быть сторонним наблюдателем или быть участником в центре исследовательского процесса. Те вопросы, которые мы перед собой ставим нельзя решить только лишь теоретически. Эти вопросы затрагивают трансперсональную сферу человека. В связи с этим, я вижу, трансперсональную психологию как наследника мистических и эзотерических традиций. Важный момент здесь в том, будет ли учение о разуме, связанное с мистическими и эзотерическими путями, отражено в такой строгой дисциплине как психология.
Оптимист ли я в том, что психология сможет по новому взглянуть на реальность? Как я уже говорил здесь не в психологии дело. Речь идет о нашей культуре. Понятие "духовность" уже включена в дискурс многих отраслей психологии. Но будет ли затронут такой вопрос как духовное развитие и трансперсональный опыт? В данном случае я оптимист.
В. А вы сами склонны к буддизму или еврейскому мистицизму? Что Вы можете сказать о своем мировоззрении?
О. Я еврей по происхождению, и вырос в маленьком еврейском сообществе. Я впитал в себя народные ценности и традиции. Я вижу много хорошего в религиозном образе жизни. Наибольшее значение в иудаизме придается исследованию, которое идет в контексте духовной работы. Это является и моим убеждением. Я изучил целый диапазон традиций и считаю, что есть много полезного в их учениях и практике, что позволит постичь порядок вещей. К этому все и сводится. Наша реальность является более сложным, чем кажется на первый взгляд.
Но сказать, что я верю в средства, посредством которых мы продолжаем реализовывать наш высокий потенциал не в полной мере даст ответ на этот вопрос. Вы наверное имели ввиду более онтологический вопрос. Верю ли я в Бога? Считаю ли молитву эффективным? Мои убеждения выходят за рамки того, что сказали бы на этот счет реалисты и гуманисты. В каббале Бога обозначают как Эйн-Соф, что значит бесконечный. Также я считаю, что есть бытие, которое превосходит наше физическое бытие. Верю, что мы не отделены от этой божественной сущности. Считаю что у нас есть обязанности не только перед собой и нашими близкими, но и перед самим учением, что означает не только его практику, но и пересмотр учения в связи с научными открытиями. Это убеждение, которое мотивирует меня.
В моей книге "Сущность каббалы" я отмечал, что каббала является мистической стороной еврейской Библии (Ветхого Завета). В формировании современной культуры нужно отмечать влияние Библии, это очень важно с духовной стороны. В этом смысле Каббала переросла еврейские корни.
В. В истории психологии есть много людей, которые занимались изучением разума и опыта (на ум приходят работы Ebbinghaus в области памяти). Интересно, Алладин ( 1988 ) в редакции первого выпуска этого журнала (Counselling Psychology Quarterly) приветствовал различные методологии для научного изучения субъективных переживаний. Принимаем любые предложения?
О. Я думаю проведения научных исследований субъективного опыта имеет решающее значение. Это относится к моим предыдущим ответам, особенно это касается исследования сознания. Я имею в виду что мы можем изучать мозг и все виды явлений, связанных с сознанием, а это субъективный опыт. Задача состоит в том, чтобы создать синтез между рассказом о своих переживаниях от первого лица с экспериментом от третьего лица.
Что здесь можно посоветовать. В своих собственных исследованиях я старался свести воедино данные из когнетивной нейронауки и данные из мистических традиций. Также подходил к этому делу и Франсиско Варела. Он говорил что мы должны изучать субъективный опыт через дисциплинированный подход феноменологии и совмещать интроспективные знания с нейрологическими данными. Я этот подход полностью поддерживаю. Также Варела признает и мои уточнения, что величайшие феноменологические идеи могут быть найдены и в мистических традициях. Таким образом, вместо того, чтобы полагаться на собственные самонаблюдения мы должны искать идеи в духовной и мистической литературе. Это часто требует расшифровки мистических текстов - особенно в случае Каббалы, которая стремится быть весьма загадочной традицией. Поэтому термин, который я предпочитаю использовать это герменевтика нейро-феноменология.
Все великие традиции отмечают то как мы легко можем войти в заблуждение, пытаясь понять свои мысли. Если это так, то заниматься самоанализом весьма проблематично. Выводы, которые делает буддизм и каббала имеют преимущество в изучении в тысячи лет. Это не догматические учения, они подвергались проверки большое количество времени.
Классическая проблема касается природы личности. Все серьезные духовные учения утверждают, что без тонкой подготовки и профессиональной ориентации мы можем впасть в глубокое заблуждение в представлениях о себе. Так что я думаю, что изучение феноменологии может быть полезно, но еще более полезным является понимание того, что мы разрабатываем, изучая все эти духовные традиции, а также саму практику, которую они преподают. Таким образом, герменевтика нейро-феноменология означает, что, когда я изучаю текст, я признаю необходимость расшифровать его, отсюда слово «герменевтика». Это междисциплинарный подход дает нам наилучшие пути продвижения вперед.
Counselling Psychology Quarterly
Volume 24, Issue 4, 2011
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Трансперсональная Психология

Сообщение hele »

Интересно, что вы решили сделать раздел Парапсихология наряду с такими гигантами, как Наука, Религия и Философия... :-)
Но вообще конечно интересное направление. Как поняла, Трансперсональная психология есть Траннсформация человека, применяя все знания в духовной области...
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: Трансперсональная Психология

Сообщение Абель »

А вернитесь -ка назад к своим давним сомнениям...Представьте на минуту,что состояние просветления,то есть абсолютного покоя,бессмертия,бесстрашия,достигнутое...-всего лишь длится до смерти,делая безмятежной жизнь,чтоб угаснуть вместе с жизнью в момент смерти навсегда и пойти на переплавку в горниле природы.Ведь оттуда никто не возвращался... :-) Более того сам достигший ведь вполне верит своему абсолютному состоянию в следствии его уникальности абсолютного убеждения и это в принципе причина его уверенности.
Как такая материалистическая концепция?
Неприятная.Но не оттого ли и отвергаемая? :-) В смысле:имеет ли право стоять рядом с другими концепциями и взглядами на этот вопрос?
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Трансперсональная Психология

Сообщение Volt »

hele писал(а):Интересно, что вы решили сделать раздел Парапсихология наряду с такими гигантами, как Наука, Религия и Философия...
Решил строго придерживаться трем целям теософического общества:
1) Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
2) Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
3) Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.
Как видно, парапсихология и необъяснимые феномены стоят отдельной графой.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Трансперсональная Психология

Сообщение hele »

Абель, о каких моих "давних сомнениях" вы говорите? То есть конечно наверное сомнения выражались, потому что это одна из составляющих моего способа поиска истины - подвергать сомнению. Но в данном контексте о каких идет речь?.. В жизни после смерти почти :-) не сомневаюсь.

Вы спрашиваете - может ли человек быть , чувствовать себя просветленным и в то же время быть уверенным в конечности своего существования? Наверное, такие люди есть. И я даже по-моему их знаю. :-) Да это и любой творческий человек, не верящий в то же время в жизнь после смерти. Ведь основной наш Учитель, как сказано, это наше Высшее Я. У кого-то в данном периоде или в данном воплощении может быть доминанта на жизнь под водительством именно своего Высшего Я, но скажем в начальном, несовершенном состоянии, когда Я еще не достучалось, не осведомило о важных аспектах бытия. Отсюда может быть у них и такая концепция.
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: Трансперсональная Психология

Сообщение Абель »

hele писал(а):Абель, о каких моих "давних сомнениях" вы говорите? То есть конечно наверное сомнения выражались, потому что это одна из составляющих моего способа поиска истины - подвергать сомнению. Но в данном контексте о каких идет речь?.. В жизни после смерти почти :-) не сомневаюсь.

Вы спрашиваете - может ли человек быть , чувствовать себя просветленным и в то же время быть уверенным в конечности своего существования? Наверное, такие люди есть. И я даже по-моему их знаю. :-) Да это и любой творческий человек, не верящий в то же время в жизнь после смерти. Ведь основной наш Учитель, как сказано, это наше Высшее Я. У кого-то в данном периоде или в данном воплощении может быть доминанта на жизнь под водительством именно своего Высшего Я, но скажем в начальном, несовершенном состоянии, когда Я еще не достучалось, не осведомило о важных аспектах бытия. Отсюда может быть у них и такая концепция.
Я имел в виду до теософские представления людей,стремящихся разобраться самостоятельно в жизни и не имеющих понятия об теософии,которые запросто могли возникать у многих из нас,прежде чем мы получили доступ к эзотерической литературе.Ведь и при таком поиске,разум работает и ищет.И вот именно в процессе такого поиска у человека может возникнуть вопрос:а что если просветлнный просто напросто убеждён в своём бессмертии,что если это состояние дарует ему таковое видение и блаженное ощущение,а в реалии он ничем не отличается от других-просто внутреннее состояние,некое "короткое замыкание " в механике сознания,психики,разновидность из многих других,как сумасшествие,шизофрения,наркотический транс и подобные,но только эксклюзивно стоящее особняком .Например экстаз ближайшее состояние к этому,а просветление-удачно выборочное перегорание психических микросхем,когда сгорают элементы отвечающие за виртуальное "я" ,но при этом ум и физические данные остаются неповреждёнными. То есть уникальный рецепт скустарить из предоставленного природой аппарата переделку под свои виртульные нужды.Ведь что требуется,требуется отключить всего пару проводков охранной сигнализации в организме,которые играют роль сигнализаторов опасности,то есть боль,тревогу,страх и тп,играющие роль сторожевых программ .Ведь просветлённые также болеют,как и все,что не вписывается в концепцию абсолютного космического организма,не подверженного разрушению,их достояние только на самом глубочайшем виртуальном плане собственного "я".
Я думаю материализм слишком рано спешат списывать в утиль,он по моему параллельно духовным течениям будет всегда идти рядом,подавая не менее аргументированные взгляды на вселенную.На мой взгляд реальность в том,что и материалистические взгляды и духовные имеют равные права,что они взаимо проникающи навстречу друг другу подобно двум противоположным потокам электричества,как змейки Кадуцея ,утверждая истину с обеих полярных позиций и однобокий приоритет одного над другим не является истиной в последней инстанции.То есть позиция материализма,это объективный взгляд на "железо" компа,а субъективный,которым мы идём, виртуальный,внутренний от созданной железом программы и её развёртывания.Вопрос только в том,что одни считают реальностью виртуал,а другие "железо".Но я думаю и то и это.С позиции железа материя распадается на составные,а потом вновь вылепляется новое тело.Программа в это время не работает.С этой позиции оно бессмертно,так как не уничтожимо,но с позиции виртуала оно умирает,ибо тухнет свет сознания.То есть непрерывного процесса виртуала нет.Как проверить истинность того,что виртуал наконец достиг непрерывного сознания? Как,если его обслуживает железо и он зависит от железа? Стоит "железу" сломаться и виртуал тухнет.Как программе остаться действенной и независимой без поддержки компьютера ,когда тот распадается на металлом? Ведь и теософия поддерживает эту концепцию тем,что подтверждает угасание программ вследствии истощения тока после выключения компа и после девачана полное затухание,что и есть смертность.Тут надо на время отбросить все установки приобретённые за жизнь в процессе изучения эотеризма,чтоб смотреть чисто с позиции мышления.
Тогда становится видно,что требуется некий объединяющий безличный компонент,который формирует железо,лепит снутри и снаружи,согревает и охлаждает...
В свою очередь железо создаёт виртуал личностного сознания.Этот компонент безличен и его можно назвать природа и содержащийся в ней безличный двигатель ,тот самый,что является будильником,периодически толкающим парабрахман к пробуждению.Именно поэтому бессмертие может быть только в этом безличном,что собственно и утверждает теософия-растворение в нём и существование не как виртуал,а как сила природы,её пособствуящая сила.Так как сил в природе предостаточно самых разных рангов,то есть место и самым высоким и утончённым её силам.Мне представляется,что такое состояние затруднительно назвать сознанием,скорее силой,потому что эта сила может разом проявляться в нескольких формах,которые она принимает для себя и даже любое аморфное состояние или вовсе пустотное из внемерности.Приходит на ум,как Кришна мог появляться разом в самых разных нескольких местах...
Evgeny
Сообщения: 1098
Зарегистрирован: 05 сен 2013, 04:41
Откуда: GTA

Re: Трансперсональная Психология

Сообщение Evgeny »

Volt писал(а):Решил строго придерживаться трем целям теософического общества:

1) Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
2) Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
3) Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.

Как видно, парапсихология и необъяснимые феномены стоят отдельной графой.
_______________________

Каждый освещает темноту как может
Вольт, если уж ты «решил строго придерживаться», то лучше «строго придерживайся» и публикуй «цели Т.О.» на аглицкой мове.
В сети много разных переводов этих трёх «целей».

Как только ты начнёшь «строго придерживаться» английскому тексту, так, возможно, сразу и увидишь, что «парапсихология» и «необъяснимые феномены» стоят в третьей графе.

P. S.
Ты «освещаешь темноту» хреново (мягко выражаясь).

«парапсихология» это вообще, жаргон, и не есть теософический.

Вернуться в «Парапсихология»