ТРИРАТНА или Ратнатрайа (Санскр.) Три Сокровища, специальное выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или Самгха); последние два, в современном толковании, означают "религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха). Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы", последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако, рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле, истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь - современных) учений явили больше природной интуиции, нежели фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды; т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде, символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же каждый последователь истинно философского Буддизма - названного м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать - "Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный" Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее "жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или "посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы - божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный свет из единого "безграничного света". Таково философское значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж. Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом, догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из способнейших европейских ученых склонен приносить любой философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках невежественных миссионеров?
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
--
Трира́тна (санскр. त्रिरत्न, IAST: triratna, «три драгоценности»; пали: Tiratana; кит. 三宝, Саньбао; яп. 三宝, Сампо; монг. гурван эрдэнэ) — в буддизме — три драгоценности буддийской доктрины:[1]
Будда
Дхарма (закон, учение)
Сангха (монашеская община)
Триратна является своеобразным «символом веры» буддиста. Восприятие Будды как учителя и проводника, его дхармы как закона, а сангхи как сообщества единомышленников, является непременным атрибутом буддийского мировоззрения:
Есть Будда — совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.
Есть Дхарма — Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н. э. они были впервые записаны на пали. Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались «Три корзины» (санскр. Трипитака, на пали — Типитака): «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» (Виная-питака), «Корзина текстов [Слова Будды]» (Сутра-питака, на пали — Сутта-питака) и «Корзина текстов высшего Закона» (Абхидхарма-питака, на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределённых по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.
Есть Сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали — бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путём Будды.
--
Духовный Путь к Просветлению и Освобождению состоит из того, что человек, устремляясь в поиске, находит и принимает Прибежище. Но без устремлённости и вдохновения человек не сможет подняться даже на первую ступень Духовного Пути. Именно Устремлённость приводит нас к Вратам Прибежища.
В «Махамудре мы читаем: «Поскольку принятие Прибежища является вхождением в буддийское Учение, то именно Буддизм и предлагает в качестве трёх объектов Прибежища – Будду, Дхарму и Сангху. В более расширенной форме Прибежище можно рассмотреть, как Прибежище в Будде, т. к Он – лучший из людей; Он разъясняет Дхарму, т.е. указывает спасительные Путь и метод Просветления, и выход из Сансары. Прибежище в Дхарме – это Учение, которое Будда достиг сам и преподал своим ученикам. Прибежище в Сангхе, как на сообщество тех, кто в точности реализовал или идёт по Пути реализации Его Учений.
Нам, по крайней мере, необходимо иметь некоторое понимание того, что такое Три Драгоценности Прибежища – Будда, Дхарма и Сангха. Именно они, Будда, Дхарма и Сангха являются Высшими Драгоценностями Прибежища».
Продолжаю цитату: «Но Дхарма – Учение, даваемое Учителями и реализуемое учениками. Поэтому, формулу Прибежища можно рассматривать, как Учение, Учитель и ученик. Все Три Драгоценности являются подлинным Прибежищем, но наилучшая из этих Драгоценностей – Дхарма, поэтому нам следует добиться подлинного понимания того, что составляет Дхарму».
Чже Цонкапа в «Ламриме», в 1-м томе пишет о том что «существуют: Обращение к Прибежищу; Объекты Прибежища; Обязанности Прибежища. А также существуют: Достоинства Будды, Достоинства Дхармы, Достоинства Сангхи. Достоинства Будды. Они включают: Достоинства тела, речи, разума – мудрости и любви; Достоинства Деятельности. Достоинства Дхармы. Достоинства Победоносного Будды бесчисленны, безграничны. Они произошли из Дхармы; они заслуженный плод Дхармы; воплощение Дхармы. Дхарма нравственности (а это вторая из шести Парамит) – главное условие их (Достоинств) возникновения. Благодаря словесной и реализованной Дхарме Достоинства создаются». Продолжаю цитату. «Достоинства Сангхи. Сангха проповедует Дхарму; поступает согласно Дхарме; размышляет о Дхарме; она – поле Дхармы; хранитель Дхармы; она полагается на Дхарму; почитает Дхарму; совершает деяния Дхармы; Дхарму практикует; Сангха всегда погружена в Дхарму».
«Существуют так же: Драгоценности Будды – совершенное Пробуждение. Драгоценности Дхармы – что она (Дхарма) – плод этого Пробуждения. Драгоценности Сангхи – подлинное практическое осуществление Дхармы. Сангха вдохновляет на приобщение Пути.
Следует преданно стремиться к почитанию Будды, к реализации Дхармы и к дружбе с Сангхой при помощи возможных методов».1 (материальные средства, общие мероприятия и помощь друг другу на Пути самосовершенствования и самопознания).
Для полного понимания духовного термина «Три Драгоценности» необходимо рассмотреть слово «Тришарана» в «Теософском словаре» Е. П. Блаватской. «Тришарана - санскрит – после смерти Будды это было принято Соборами в качестве чистого «Символа Веры», предписывающего «прибегать к Будде» - (Прибежище в Будде); «прибегать к Дхарме» - (Прибежище в Дхарме); «прибегать к Сангхе – (Прибежище в Сангхе)».
И Елена Петровна объясняет нам - продолжаю цитату: «… Это не Будда - Гаутама, смертный человек – кто вездесуще живёт в «трёх различных сферах в одно и тоже время» - (Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя) – а Бодхи, универсальный и абстрактный принцип Божественной Мудрости, который в философии символизирован Ади – Буддой.
Вездесущ именно Ади – Будда, ибо это Всемирная Сущность или Принцип. Именно Бодхи, или Дух состояния Будды, подразумевается под названием «сущностный Бодхи».
Таким образом, мы понимаем, что подразумевается под словом Будда в триединой формуле «Будда, Дхарма и Сангха» - подразумевается «Бодхи – Дух состояния Будды».
Поэтому, мы можем смело соотнести эту формулу с человеком и рассмотреть как - Дух (универсальный абстрактный принцип Божественной Мудрости Бодхи – Учитель - Закон); Душа (Высший Манас, как инструмент проявления ЧИТ – Учение – Дхарма); и Тело (Человек – ученики – Сангха).
Ещё раз обратимся к «Теософскому словарю» Е. П. Блаватской и рассмотрим слово «Трикая». «Трикая – санскр. Буквально, три тела или формы. Это исключительно сложное Учение, которое, всё же, будучи понято, объясняет тайну всякой триады или троицы; и служит подлинным ключом к любому троякому метафизическому символу.
В самой простой и понятной форме это можно найти в человеческом существе, в его тройном делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой, как единство, составленное из: 1.Божественного, чисто духовного Принципа; (в человеке Дух – Атма-Буддхи). 2. Божественных Существ – его (духовного Принципа) непосредственных Лучей; (в человеке Душа – Высший Манас – ЧИТ - Дхарма). 3. Человечества». (в человеке Тело – ученики - Сангха). Мы это с вами уже рассмотрели выше и закрепили ещё раз в данной цитате. Продолжаю цитату: «…Так в философском северном Буддизме мы находим: 1. Ади –Будду – Предвечный Вселенский Разум; (Боддхи) 2. Дхиани – Будд или Бодхисаттв; (Дхарма) 3. Мануши – человеческих Будд. (Сангха)
У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество. (Бог – Бодхи - Учение; Ангел – Дхарма - Учитель; Человечество – Сангха - ученик).
Так же можно рассмотреть и «Троицу» А. Рублёва, как: «Отец» - Бодхи - Учение, Закон; «Мать» - Дхарма - Учитель; «Сын» - Сангха - Ученик. Продолжаю цитату: «…Так, в своём общем смысле, тройное тело символизирует статую Будды, Его Учения и Его ступы. В жреческих концепциях это относится к буддийскому Обету Веры, называемому Триратна: «прибегаю к Будде, Дхарме и Сангхе».
Теперь необходимо проанализировать не менее интересное слово «Триратна», там же в «Теософском словаре». «Триратна или Ратнатрайя – санскрит - Три Сокровища, специальное выражение для общеизвестной формулы «Будда, Дхарма и Сангха». «Дхарма – религиозный Закон», «Сангха – духовенство». Продолжаю цитату: «… Слова «Будда, Дхарма и Сангха» должны произноситься как в дни Гаутамы, Владыки Будды, а именно: «Бодхи, Дхарма и Сангха» и истолковываться, как «Мудрость, Её Законы и служители». Служители – как духовные толкователи или Адепты.
Триратна видится в трёх образах Амитабхи, Авалокитешвары и Майтрейи Будды - Амитабхи – «Беспредельном Свете» или Вселенской Мудрости – безличном принципе, что есть правильное значение Ади – Будды; во «Всевышнем Владыке» Бодхисаттв или Авалокитешваре; и Майтрейи Будды – символе земного и человеческого Будды, Мануши Будды…».
Продолжаю цитату о «Триратна»: «Таким образом, эти три образа непосвящённые называют «Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего».
В философии Йога - чарья «Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы Вселенной, а из Дхармы эманировал Будда, вернее «отражённый Бодхи», как творческая энергия, которая сотворила вместе с Дхармой, третий элемент троицы, т.е. «Сангху». Продолжаю цитату. «Подлинное и первичное значение слова «Самгха» или «Сангха» относится только к Архатам или Бхикшу, или Посвящённым, т.е. к истинным представителям Дхармы – Божественного Закона и Мудрости, приходящей к ним, как отражённый Свет из единого «Безграничного Света». Таково философское значение». Теперь предлагаю рассмотреть материалы Русской Эзотерической Школы Теософии им. Е.П. Блаватской (г. Кемерово). Разбирая формулу «Бодхи, Дхарма, Сангха» или «Будда, Дхарма, Сангха», или «Учение, Учитель, Ученик», коснёмся Космогенезиса, Планов Бытия. Цитирую: «…Получается, что Главный Учитель – это Божественный Ум – Второй План Бытия, а Ученик или Ученики – Мировой Разум и вся Иерархия Светлых Сил, начиная с Четвёртого и по Седьмой Планы Бытия включительно. А что явит их Троичность или Закон? Троичность явит Закон Абсолютности, потому что всё, что существует – это Закон Абсолютности. Так получается Троичность.
Итак, в Эволюции: Закон - Учение - Абсолютность; Учитель - Божественный Ум; Ученик – Мировой Разум и Иерархия Светлых Сил с Четвёртого по Седьмой Планы Бытия включительно.
В Теософии: Учение – Истина, Теософия; Учитель – Иерархия Светлых Сил; Ученик – теософы или мы с вами.
На земном плане: Учение – Закон – Царь; Учитель – Мудрец; Ученик – Герой.
1. В человеке: Учение – Закон – Атма; Учитель – Буддхи; Ученик – Высший Манас;
Или: 2. В человеке: Учение – Атма – Буддхи; Учитель – ЧИТ человека, Высший Манас; Ученик – Низший Манас».
Всё, что мы с вами рассмотрели, уважаемые теософы - это Три Драгоценности – Прибежище. На плакате «Калачакра – календарь Шамбалы» - это соответствует Духовному Полюсу Духовной Оси Колеса Времени - Белая Коза - Проявленная Любовь и Чёрная Обезьяна – Человек Духовный, новорожденный.
Буддийские источники утверждают, что: «…Существуют четыре уровня Прибежища: Внешнее, Внутренне, Тайное и Абсолютное. Эти уровни соответствуют углублению нашего понимания и осознания.
Внешнее Прибежище. Это Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе – это выбор, принятие и осознание Трёх Драгоценностей.
Внутреннее Прибежище. Этот уровень Прибежища связан с Алмазным Путём и практикой Ваджраяны.
Тайное Прибежище. Этот уровень связан с Клятвой и Учителем. Клятва – это ритуал произнесения исповедальной формулы. Формула эта зафиксирована в Кхудака – никае – одном из разделов буддийского Канона. Записано около 100-го года до н.э. на языке пали. Учитель открывает «тайную дверь» своего Прибежища и мы удивляемся…. Учитель берёт на себя большую ответственность и многое обещает, когда даёт Прибежище. Он обещает вести нас по Пути и использовать всё своё мастерство для освобождения нас от страданий, т. е выхода из Сансары.
Абсолютное Прибежище. Это Прибежище и есть наш Ум. Это единственная Вещь, на которую можно положиться. Ум описывается, как Пустотный, но одновременно Ясный – это истинная Природа Ума»
Подведём итог. Духовный Путь к Просветлению и Освобождению всегда будет сопровождаться Тремя Драгоценностями. Можно Их назвать как «Будда, Дхарма, Сангха», или «Бодхи, Дхарма, Сангха», или «Отец, Мать, Сын», или «Учение, Учитель, Ученик», или Прибежищем или Тремя Драгоценностями. Эти Три Драгоценности или Прибежище, включают в себя: Законы Творений, Знание и Мудрость, Методы и Путь, Учителей и Сообщество Учеников. Закон эволюции каждой Манвантары и Махаманвантары направлен на достижение высших состояний всех Семи Царств Природы. В нашем случае, в Эволюции Сознания Человечества – это достижение наивысших состояний Нирваны на благо всех живых существ.
Составила Л.Н. Мезинова.
Текст в скобках (…) от составителя.
Трира́тна (санскр. «три драгоценности»; кит. Саньбао)
1 сообщение
• Страница 1 из 1
-
- Сообщения: 15
- Зарегистрирован: 12 апр 2025, 19:22
Трира́тна (санскр. «три драгоценности»; кит. Саньбао)
Сообщение Forever_Young »
Forever_Young
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Перейти
- Форум
- ↳ Теософия
- ↳ Теория и персоналии
- ↳ Космогенезис
- ↳ Антропогенезис
- ↳ Теософия
- ↳ Ключ к теософии
- ↳ Тексты
- ↳ Статьи Блаватской
- ↳ Практика
- ↳ Теософическое Общество
- ↳ "Разоблачённая Изида", том 1
- ↳ "Разоблачённая Изида", том 2
- ↳ Синтез
- ↳ Философия
- ↳ Неоплатонизм
- ↳ Источники изменения проникновения сознания к XXI веку
- ↳ Классическая философия
- ↳ Масоны
- ↳ Религия
- ↳ Буддизм
- ↳ Индуизм
- ↳ Христианство
- ↳ Иудаизм
- ↳ Ислам
- ↳ Даосизм
- ↳ Греция
- ↳ Синтез
- ↳ Наука
- ↳ История
- ↳ Астрономия
- ↳ Физика
- ↳ Микробиология
- ↳ Этология
- ↳ Генетика
- ↳ Физиология
- ↳ Биология
- ↳ Психология
- ↳ Геология
- ↳ Археология
- ↳ Экология
- ↳ Палеонтология
- ↳ Химия
- ↳ Парапсихология
- ↳ Развитие синтеза
- ↳ Общение
- ↳ Искусство
- ↳ Человек
- ↳ Общество
- ↳ Политика
- ↳ Имена ~ жизнь
- ↳ Дифференциация мира
- ↳ Астрология
- ↳ Эзотерика
- ↳ Теория #2
- ↳ Эзотерический
- ↳ Свободный разговор
- ↳ alternative
- ↳ Авторские Блоги . r.l.
- ↳ Ку Аль
- ↳ Анна_К
- ↳ солнышко
- ↳ Татьяна
- ↳ Александр Пкул
- ↳ X vs Y
- ↳ Запрещенная Теософия
- ↳ Герман
- ↳ Абель
- ↳ Валентина К
- ↳ Тайра
- ↳ ИринаКомаринец
- ↳ ЕИльич
- ↳ Анатолий Семёнов
- ↳ Елив
- ↳ Авторские блоги . l.l.
- ↳ EDWARD
- ↳ AgentScully
- ↳ hele
- ↳ Actus Fidei
- ↳ Volt
- ↳ FAAF
- ↳ Stacy
- ↳ FAAF_2
- ↳ dusik_ie
- ↳ mvs
- ↳ Oleksandr Ptilidi
- ↳ Организационные вопросы работы форума
- ↳ для Гостей (пост без логина)
- ↳ Hidden
- ↳ Предметность