Татхагатага́рбха

DUB ROV SKY
Сообщения: 219
Зарегистрирован: 20 апр 2018, 21:44

Татхагатага́рбха

Сообщение DUB ROV SKY »

ТАТХА́ГАТА-ГА́РБХА (санскр. tathāgata­-garbha – ло­но Ис­тин­но­су­ще­го), по­ли­се­ман­тич­ный тер­мин, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в сут­рах для обо­зна­че­ния: 1) со­кро­вен­ной серд­це­ви­ны ми­ро­зда­ния, скры­ваю­щей тай­ну по­ро­ж­де­ния ло­то­са-все­лен­ной; 2) «Буд­ды-эм­брио­на» (дхар­ма-кайя), «се­мян Буд­ды». Ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с «соз­на­ни­ем-вме­сти­ли­щем» (алая-видж­ня­на). Т.-г. есть под­лин­ная при­ро­да всех обыч­ных су­ществ, и тот, кто в со­стоя­нии по­стичь эту ис­ти­ну, мо­жет бы­ст­ро об­рес­ти Про­свет­ле­ние. Тхе­ра­ва­да до­пус­ка­ет та­кую воз­мож­ность лишь для из­бран­ных. Ма­хая­на по­ла­га­ет, что транс­фор­ма­ция «эм­брио­на Буд­ды» в «пол­но­го Буд­ду» дос­ти­жи­ма с по­мо­щью со­от­вет­ст­вую­щих ду­хов­ных прак­тик, т. к. под­лин­ная при­ро­да Буд­ды при­сут­ст­ву­ет в ка­ж­дом.

*****

ТАТХАГАТАГАРБХА (санскр. tathāgatagarbha) – махаянское учение о том, что каждое живое существо наделено природой будды. Название происходит от санскритских слов «татхагата» (букв. «так приходящий») – один из основных эпитетов Будды, и «гарбха» – зародыш, эмбрион и одновременно его вместилище, матка, лоно. Понятие Т. может быть интерпретировано двояко: а) как «зародыш будды» в каждом живом существе; в этом случае следует лишь осознать себя буддой, понять, что ты уже здесь и сейчас являешься буддой; б) как «лоно», или «вместилище будды»; в этом аспекте Т. – синоним абсолютной реальности, понимаемой как единый абсолютный Ум (санскр.: экачитта), порождающий как сансару, так и нирвану, и являющийся их субстратом. Основные доктринальные тексты теории Т. – «Сутра львиного рыка царицы Шрималы» («Шрималадэви-симханада-сутра»), «Сутра зародыша состояния Будды» («Татхагатагарбха-сутра»), отчасти «Сутра цветочной гирлянды» («Гандавьюха-сутра») и махаянский вариант «Махапаринирвана-сутры». К наиболее важным философским трактатам этого направления относятся: сочинение Майтреи-Асанги (3 в.) «Ратнаготравибхага» («Рассуждение о драгоценной природе»), «Трактат о природе Будды» («Буддхаготра-шастра»), приписываемый Васубандху, и сохранившийся только в кит. переводе «Трактат о том, что в дхармовом мире нет различий» («Дхармадхату-авишеша-шастра»), написанный Сарамати. Учение Т. начало складываться в Индии в первые вв. н. э., но в самостоятельную школу оно сформироваться не успело, т. к. через некоторое время после своего возникновения начало поглощаться виджнянавадой, образовав в конце концов с этой школой махаяны единое учение. Наиболее ярко их соединение выражено в «Ланкаватара-сутре» и в «Махаянасутраланкаре» («Украшение из сутр махаяны»). Происходит слияние терминов «алаявиджняна» и Т. Алаявиджняна начинает рассматриваться как охваченная аффектами (санскр.: клеши) Т., а Т. – как очищенная от клеш алаявиджняна. В Тибете теория Т. в большинстве школ выступала как важный, но подчиненный элемент; однако в школе дзогчен она стала базовой. В Китае учение Т. стало тем элементом, который был необходим для окончательного усвоения буддизма в этой стране. Здесь оно переросло в теорию «изначального пробуждения», достигло своей зрелости и расцвета, став теоретической основой ведущих школ китайского, а затем и всего дальневосточного буддизма. В Китае свое наиболее полное выражение эта теория нашла в «Трактате о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра»), написанном на кит. яз. в сер. VI в. (возможно, Парамартхой).
Лит.: Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб., 2000. С. 92–119.
О. С. Хижняк

*****

Татхагатага́рбха (санскр. तथागतगर्भ [tathāgatagarbha] IAST буквально «вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего»; кит. трад. 如來藏, упр. 如来藏, пиньинь: Rúláizàng, Жулайцзан) — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами, или же — о присутствии будды («природы будды»), в каждом живом существе.
Учение о Татхагатагарбхе (или теория Татхагатагарбхи), сформировалось в Индии в IV—V веках. У его истоков, предположительно, стояли буддийские мыслители Майтрея-Асанга, Васубандху и Сарамати.

Согласно российским исследователям-буддологам, авторы учения говорили в своих трактатах: 1) о том, что все существа могут стать буддами, поскольку в природе существ нет ничего, что могло бы этому воспрепятствовать, либо 2) о том, что все существа уже есть будды (или суть будды) и им надо лишь раскрыть, реализовать свою «буддовость» (слово «гарбха» можно перевести, в том числе, как «зародыш [будды]»).

Следует отметить, что полностью учение о Татхагатагарбхе ни в одном из его видов не разделила ни одна школа буддизма за пределами Индии, за исключением нескольких течений в китайском буддизме и школой Джонанг, чья активная деятельность пришлась на XVII век. По мнению Сьюзан Хукхам (англ.)русск., посвящённый сутрам Татхагатагарбхи трактат «Ратнаготравибхага», с комментарием на него «Дхармадхарматавибхага» авторства Майтрипы (XI век), стал в Тибете не только основой учения Махамудры Марпы но, возможно, и учения Атиши. Для школы Кагью, Майтрипа является источником практики Махамудры и текста «Ратнаготхавибхага».

В настоящее время первую из перечисленных точек зрения более или менее поддерживают тибетские буддисты Махаяны, вторую, по-своему, — буддисты Китая, Кореи и Японии, а также тибетские буддисты, практикующие Дзогчен. Последние утверждают, что природа человеческого ума есть Пробуждение, или изначальное знание (ригпа, джняна, видья)
phpBB [media]
Эдвард Ром
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Татхагатага́рбха

Сообщение Эдвард Ром »

Отрадно, что Денис решил заняться вопросом Татхагата-гарбхи, пожалуй ключевого термина Учения Йогачара.

Вернуться в «Буддизм»