Биография Е.П. Блаватской

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение Volt »

Никифор Васильевич Блаватский (1810-1873(?))
Муж Е.П. Блаватской с 7 июля 1849 года; вице-губернатор Эриванской губернии (ныне Армения) (1849-1861); чиновник, причисленный к Главному управлению наместника Кавказского (1860-1864), вышел на пенсию в 1864 г.

Изображение
Каждый освещает темноту как может
DUB ROV SKY
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 20 апр 2018, 21:44

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение DUB ROV SKY »

Письмо Н.В. Блаватского к Н.А. Фадеевой.

13 ноября 1858. Эривань.

Многоуважаемая Надежда Андреевна!
Послание Ваше, вчера полученное, меня очень обрадовало. Оно без числа; а потому неизвестно, когда оно написано. Без числа* человек согрешает; но только я в отношении к Вам чист и поступками, и совестию. Всегда одно только желал, хотя изредка получать дорогие моему сердцу, Ваши послания; но и этого счастия был лишён по неизвестным причинам. До сих пор ничего я не знаю о возвращении Е.П. в Россию; да, правду сказать, это меня давно перестало интересовать. Время всё изглаживает, ушли всякие воспоминания. Можете уверить Е.П. честным моим словом-ветом*, что я никогда её преследовать не буду. Желал бы очень, чтобы брак был уничтожен и она могла бы вступить в новый. Быть может, и я бы ещё женился по расчёту или по расположению, потому что чувствую себя ещё не неспособным к жизни семейной. Итак, хлопочите Вы общими силами, и пусть она с своей стороны хлопочет об окончании дела. Я с моей стороны старался, но мне экзарх Исидор отказал, и потому я более не намерен заводить новый процесс, а тем более просить о разыскании по Империи находящейся в безызвестной мне стороне, потому что это ныне считаю совершенно бесполезным, по получении Вашего послания. Прошу убедительно стараться окончить дело для удовольствия обеих [сторон]. Во всяком случае, если оно остановится и не будет возобновляться, повторяю, я не буду стараться ни о преследовании, ни [об] указах о разысканиях, ни о расхождении. Вы знаете, что мужчина менее теряет, чем женщина, в общественном мнении,— в каком бы он положении ни находился, и сам всегда [себя] скорее оправдает, как бы себя ни вёл в нравственном отношении, нежели женщину.Вот уже скоро 10 лет со времени моего несчастия, а потому, рад не рад, я достаточно выработал свой характер, и сделался ко всему равнодушен; и даже очень часто смеюсь над глупостями, которые совершались — утешаясь тем, что не с одним мною они бывают на белом свете. Хлопочу только о том, чтобы ниякий бис до мене ни чипля[в]ся. Ко всему можно привыкнуть, так я привык к безотрадной жизни в Эривани. Ко всему сделался равнодушным, и хоть провались она — и это меня не тронет. Однако скоро располагаю оставить совсем службу; заберусь на хутор,— в такое захолустье, что никто не узнает, и буду жить да поживать, разумеется окружась всеми удовольствиями, удрав из Эривани. Всегда преданный

Ваш слуга Н. Блаватский
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение Volt »

В 2016 году мать Сенаки Вираратны (Senaka Weeraratna), Мюриэль (Muriel), передала своему сыну старый ржавый алюминиевый ящик, найденный в их бунгало в городе Хэвлок (Haveloc). В ящике находились старые (конец XIX века) стеклянные негативы и фотографии, завернутые в коричневую бумагу. Этот ящик принадлежал его прапрадеду Паягала Бадальге Каролису (Payagala Badalge Karolis).
Среди нескольких фотографий, которые лежали в ящике, внимание к себе привлекла одна единственная фотография, датированная 18 мая 1880 годом.

Изображение

Это время, когда Блаватская и Олкотт прибыли на Шри-Ланку, в Галле. Рядом с ней стоит Девендра Фредерик де Сильва (Devendra Frederick de Silva). Вот, еще одна его фотография, сделанная позже. Именно он финансировал приезд Олкотта и Блаватской в Галле.

Изображение

Также среди фотографий была фотография одного из выдающихся буддийских монахов (бхикку) Шри Суманатисса Дхармаланкара (1795–1891), который также участвовал в их приглашении и приеме. Именно он запустил буддийскую типографию Lankopakara Press в 1861 на деньги, которые пожертвовала королевская семья Тайланда. Она выпускала газету Lankalokaya.

Изображение

А это станок этой типографии

Изображение

Приезд Олкотта и Блаватской имел для Шри-Ланки и буддизма большое значение. Теософское общество объединило свои силы со всеми видными лидерами бхикку того времени для возрождения буддизма в Шри-Ланке.
Каждый освещает темноту как может
DUB ROV SKY
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 20 апр 2018, 21:44

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение DUB ROV SKY »

"В 2016 году мать Сенаки Вираратны (Senaka Weeraratna), Мюриэль (Muriel), передала своему сыну старый ржавый алюминиевый ящик, найденный в их бунгало в городе Хэвлок (Haveloc). В ящике находились старые (конец XIX века) стеклянные негативы и фотографии, завернутые в коричневую бумагу. Этот ящик принадлежал его прапрадеду Паягала Бадальге Каролису (Payagala Badalge Karolis).
Среди нескольких фотографий, которые лежали в ящике, внимание к себе привлекла одна единственная фотография, датированная 18 мая 1880 годом." - приведённая информация противоречит тому что фотография размещенная под ней известна гораздо ранее. Она "гуляет" по интернету задолго до 2016-го года. Правда не конкретно эта, а из этой же фотосессии (см.ниже)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение Volt »

DUB ROV SKY писал(а): 08 май 2023, 18:31 приведённая информация противоречит тому что фотография размещенная под ней известна гораздо ранее. Она "гуляет" по интернету задолго до 2016-го года. Правда не конкретно эта, а из этой же фотосессии (см.ниже)
Слушайте, да. Фотографии разные если вглядеться. Скорее всего их несколько было: одну оставили у себя, которую впоследствии и обнаружили в 2016г. а другую отдали. Так и получилось.
Вот сама статья про историю с фотографией.
https://www.sundaytimes.lk/230129/75th- ... 09909.html
Каждый освещает темноту как может
DUB ROV SKY
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 20 апр 2018, 21:44

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение DUB ROV SKY »

Тем не менее, именно ваша версия фото впервые появилась в пространстве русскоязычного интернета. Прекрасный подарок всем теософам к сегодняшнему дню Белого Лотоса. Большое спасибо
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
DUB ROV SKY
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 20 апр 2018, 21:44

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение DUB ROV SKY »

ДЕНЬ БЕЛОГО ЛОТОСА.
(памяти Е.П.Блаватской).
/А.В.Владимиров, 08.05.2023/.

В этом году (2023) исполняется 132 года со дня ухода одной из самых загадочных фигур русской мысли и духовной культуры – Елены Петровны Блаватской.

Путешественница, побывавшая во многих, самых затерянных уголках света (география её поездок охватывает почти все континенты планеты) и пережившая многие опаснейшие ситуации, Блаватская не могла довольствоваться судьбой спокойной обывательницы или академического учёного.

Но зачем она ездила?

Со всей страстности своей натуры Елена Петровна во время путешествий искала глубинные сакральные знания Востока и Запада о человеке и вселенной, изучала следы древних культур, оставшиеся в археологических памятниках и священных текстах, вступала в прямой контакт с живыми носителями эзотерических традиций и духовными учителями. И делала всё это отнюдь не из праздного любопытства, как некая салонная дама из петербургского общества, увлечённая спиритизмом и столоверчением, а как серьёзнейший учёный¸ согретый великой целью – дать миру и родной стране великий синтез религии, философии, мифологии и науки. Этот синтез позднее оформился в грандиозные многотомные сочинения, содержащие в себе настолько новую, по сути революционную информацию о космогонии, прото-исторических эпохах и культурах, абсолютно неизвестные большинству тогдашних востоковедам религиозные тексты и легенды, что её не сумели тогда правильно осмыслить учёные и деятели церкви, поспевшие организовать травлю Блаватской. Время лишь подтвердило историческую правоту великой подвижницы, фундаментальные результаты труда которой ждут своего осмысления. О грандиозности сделанного ею свидетельствует хотя бы такой факт: список процитированных ею в трёхтомной «Тайной Доктрине» источников составляет целый том размером в 300(!) страниц. Причём многие из этих текстов были абсолютно неизвестны тогдашним самым маститым востоковедам.

О Блаватской существует больше невероятных слухов и домыслов, нежели понимания её подлинных заслуг перед человечеством. Ещё менее известна Блаватская как патриот России, человек с глубоко русскими корнями, постоянно думавшая о том, как помочь своей стране приобщиться к той подлинной мудрости, изучению которой она посвятила всю жизнь.

Как личность, Елена Петровна была уникальным человеком, о котором можно писать энциклопедические исследования и даже романы. Масштаб её деятельности, свободомыслие, страстность в отстаивании идеалов, абсолютная свобода от стяжания и материальных интересов, самоотверженная любовь к людям без различий веры и расы – поистине выразили суть всеохватного русского сердца.

В третьем томе Критико-биографического словаря русских писателей и учёных, вышедшем в 1892 году, в очерке о Блаватской говорилось: «Регистрировать всё, что писалось о Блаватской, нет и приблизительной возможности. Чрезвычайно заинтересовавши своею теософией Западную Европу, Северную Америку и Индию, Блаватская вызвала огромнейшую панегирическую и полемическую литературу: многие десятки книг, сотни журнальных и тысячи газетных статей. Известность её так велика, что в солидном лондонском словаре “Men of the time”, где знаменитейшим людям нашего времени посвящено по одному столбцу, Блаватской отведено целых три. Нет также ни одного другого новейшего европейского или американского энциклопедического словаря, где бы ей не было отведено значительное место»[1]. Нередко Елену Петровну за неутомимую энергию, силу мысли, грандиозность проделанного совершенно оправданно называли «Сфинксом девятнадцатого века»[2]. Во многом, этот эпитет связан с недоступными до сих пор знаниями, которые она явила в мир. Американский литератор П.Цвайг писал, что «всего за несколько лет Теософское общество произвело самый настоящий переворот в оккультном мышлении Европы и Америки» [3].

Все свойства её характера отличались решительностью и более подходили бы мужчине, чем женщине. С детства у неё была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на пути. Так, переодетая в мужскую одежду, 3 ноября 1867 года она с товарищами в качестве добровольца приняла участие в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев, желая вместе с Гарибальди освободить от власти пап Рим. В этой битве левая рука Блаватской была дважды перебита ударами сабли, кроме того, она получила два тяжёлых пулевых ранения в правое плечо и в ногу, а также удар стилетом под самое сердце, оставивший заметный рубец. Она истекала кровью, сражённая этими пятью ранами, когда её извлекли из канавы, посчитав уже умершей.

О влиянии родовых корней на Блаватскую её современник писал: «Мне посоветовали познакомиться с историей её рода – Долгоруких, и тогда я пойму, что это значит. Я ознакомился с этой историей, начиная с Рюрика (девятое столетие) и увидел, что этот воинственный род всегда отличался сверхъественным мужеством, проявлением бесстрашия в самые критические моменты, страстной любовью и личной независимостью. Стремясь достигнуть желаемого, они никогда не боялись возможных последствий».

Сама Блаватская скептически относилась к родовитым признакам, считая дух превыше тела.

Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. По одному из её высказываний она вышла замуж, так как её уговорила сделать это супруга графа Михаила Воронцова (сына Семёна Воронцова, побывавшего вместе с Сен-Жерменом в Шамбале). В другой раз она пояснила, что этот брак, заведомо фиктивный, её привлёк возможностью приблизиться к кругу оккультистов, но как оказалось, это была иллюзия. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец.

В 1851 году, когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает в физическом теле того, кого знает по своим детским видениям – посвящённого с Востока, Учителя Мориа, или М. – под этим именем он стал впоследствии известен теософам. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству – и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

Елена Петровна тихо отошла в лучший мир весной 8 мая 1891 г., в Лондоне в возрасте 60-ти лет в своём рабочем кресле. Последними строками, написанными её рукой, были строки статьи о России.

В тот день в Индии очень буйно расцвели белые лотосы, отчего день ухода Блаватской называется теперь «Днём Белого Лотоса». И сразу между континентами понеслись телеграммы в таком количестве, как будто почил какой-нибудь император. Так описывали этот день современники. Незадолго до этого, соратники Е.П. Блаватской заставили её написать завещание – всё имущество, которое состояло из небольшой библиотеки, личных вещей, и предполагаемых поступлений за публикацию книг, переходило Теософскому обществу. А остальным она завещала ежегодно в день её ухода собираться вместе и читать главу из «Света Азии» и главу из «Бхагават-гиты».

***********************************
Использованы материалы из очерка А.В.Владимирова (Русская Блаватская, 24 марта 2011), опубликованного к 180-летию Блаватской в журнале «Дельфис» (полностью) (№ 66 /2, 2011; 67/3, 2011; 68/4,2011 ), а также в сокращённом варианте в газете «День Литературы» № 04 (176) от 11.04.2011 и журнале «Наука и религия» («Елена Блаватская – патриот своей Родины», 2011, №6).

СНОСКИ:
[1] Венгерова З.С. Блаватская Елена Петровна.// Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных. От начала русской образованности до наших дней. Т.3. СПб., 1892. С.301, сноска. Цит.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Пер. с англ. Рига, 1999. С.14.

[2] Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.15.

[3] Zweig P. Talking to the Dead and Other Amusements// The New York Times Book Review. 1980. 5 октября. С.11. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.12.
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Биография Е.П. Блаватской

Сообщение Volt »

На теопедии уже 125 карточек с жизнеописанием Блаватской.
https://ru.teopedia.org/lib/%D0%96%D0%B ... %BA%D0%BE)
Каждый освещает темноту как может

Вернуться в «Теософическое Общество»