Буддхи

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Буддхи

Сообщение Volt »

Наименование: Буддхи
Образ: Фигура бородатого мужчины
Путь: Просветляющий Разум, Превосходной Мудрости, Устойчивое Несокрушимое Свершение
Планета: Меркурий
Божество: Будха
Архангел/Дхиан-Коган: Михаил, Ваджрадхара
Ангельский чин: Манасапутры
Металл: Ртуть
Нота: Ga/Ми
Цвет: Желтый
Опыт: Видение Бога лицом к Лицу
Символы: Незримое Одеяние Славы, Держатель Алмаза, Скипетр, Башня, Диаметр, Хираньягарбха (Золотой Зародыш),

В начале рассмотрения шестого принципа стоит обратиться к этимологии слова. Слово Буддхи можно перевести как разум или мудрость. Слово
является производным от Budha - мудрость или знание, где корнем является Budh - знать.

Образ бородатого мужчины может показаться странным ввиду того, что под Буддхи мы понимаем всё таки женский аспект медали. В символизме диаметр является женским символом, но это только по отношению к точке в круге. Причина кроется в том, что диаметр является результатом движения точки или иначе пассивное пространство принимает в себя активность точки. Диаметр является уже носителем активного принципа точки, где сама точка совершив необходимый импульс скрывается в темноте непозноваемого. Импульс нарушает устоявшееся до этого равновесие и чтобы исправить это положение диаметр меняет свою природу и переходит из негативного в позитивное состояние - переворачиваясь на 90 градусов, становясь мужским символом лингама или вертикального диаметра. Таким образом Богиня превращается в бородатого Старца или Бога и представляет уже из себя центробежную силу. Поэтому Буддхи является женским символом только по отношению к Атма, чьим носителем она является поэтому и называется "Незримым Одеянием Славы" и мужским ко всему остальному, что находится ниже.
"Дух (или буддхи) — это центробежная сила, а душа (манас) — центростремительная духовная энергия; и чтобы дать единый результат, они должны быть в совершенном союзе и гармонии. Прервите центростремительное движение земной души, тянущейся к привлекающему её центру, или повредите ему, приостановите её развитие, связав её весом материи более тяжким, чем она может вынести, или превышающим допустимый для дэвачанического состояния, и гармония целого будет разрушена." (Ключ к Теософии)
Путь Буддхи или девятый путь, где число может разниться от учения в рамках которого этот путь рассматривается, имеет разные названия:
- Путь Превосходной Мудрости является девятым уровнем, которое достигает адепт в процессе своего духовного восхождения. Также его называют

девятым уровнем Бодхисаттвы. На этом пути Адепт обретает полную силу фундаментальной Мудрости.
- Путь Просветляющего Разума является уже каббалистическим термином применимым к Хокма, которая является эквивалентом Буддхи. Форма
озаряется силой, адепт на этом пути становится озаренным. Прибавте еще к этому то, что слово Будда означает Озаренный и многое может что
открыться.
- Путь Устойчивого Несокрушимого Свершения отсылает нас к Тантре и к тому высокому состоянию, когда адепт становится уже Алмазной Душой и ничто низкое его уже не сможет сокрушить или осквернить.

Планета, соответствующая Буддхи является Меркурий, чьим божеством по системе Джйотиш назван Будха.
Дхиан-Коган - Ваджрадхара или Михаил, на это стоит привести цитату из Тайная_Доктрина т.3 ч.3отд.XLIV "Перевоплощения" Будды
"Ваджрадхара, также Ваджрасаттва (тибетские: Дорджечанг и Дорджедзин или Дорджесемпа) есть правитель или Водитель всех Дхиан-Коганов, или Дхиани-Будд, высочайший, Верховный Будда; личный, хотя никогда, объективно непроявляющийся; «Верховный Победитель», «Владыка всех Тайн», «Единый без Начала или Конца» – короче говоря, Логос Буддизма. Ибо, как Ваджрасаттва, Он есть просто Цово (Глава) Дхиани-Будд, или Дхиан-Коганов, и Верховный Разум во Втором Мире, тогда как в качестве Ваджрадхары (Дорджечанга) Он есть, все, что было перечислено выше. «Эти двое одно и все же два», и над ними есть «Чанг, Верховная Непроявленная и Вселенская Мудрость, которой нет имени». Как двое в одном Он (Они) есть та Сила, которая подчинила и победила Зло с начала, позволив ему царствовать только над желающими субъектами на земле, не имея никакой власти над теми, кто презирают и ненавидят его. Легко понять эту аллегорию эзотерически; экзотерически Ваджрадхара (Ваджрасаттва) есть тот Бог, которому все злые духи поклялись, что они не будут препятствовать распространению Благого Закона (Буддизма), и перед которым все демоны трепещут. Поэтому мы говорим, что у этого двойного персонажа та же самая роль в каноническом и догматическом тибетском Буддизме, какая приписывается Иегове и Архангелу Михаилу, Метатрону еврейских каббалистов. Это легко доказать. Михаил есть «ангел лика Господнего» или тот, кто представляет своего Владыку. «Мой лик пойдет с тобою» (на английском яз. «присутствие» – presence), перед израильтянами, говорит Бог Моисею («Исход», XXXIII, 14). «Ангел моего присутствия» (по-еврейски: «моего лика») («Исаия», LXIII, 9), и т. д. Римские католики отождествляют Христа с Михаилом, который мистически является также его феруэром или «ликом». В точности таково же положение Ваджрадхары или Ваджрасаттвы в Северном Буддизме. Ибо последний в Своем Высшем Я в качестве Ваджрадхары (Дорджечанга) никогда не проявлен, за исключением для семи Дхиан-Коганов, первоначальных Строителей. Эзотерически это есть Дух «Семи» коллективно, их седьмой принцип, или Атман. Экзотерически, любое количество мифов можно найти в «Кала Чакре», в наиболее значительном труде Гьют (или Д'гью) раздела Канджура, раздела мистического знания (Д'гью). Сказано, что Дорджечанг (мудрость) Ваджрадхара живет во втором Арупа Мире, что связывает его с Метатроном, в первом мире чистых Духов, Бриатическом мире каббалистов, которые называют этого ангела Эл-Шаддай, Всемогущий и Могущественный. По-гречески Метатрон есть άγγελος (Вестник) или Великий Учитель. Михаил сражается с Сатаной, Драконом, и побеждает его и его Ангелов. Ваджрасаттва, который един с Ваджрапани, Подчинителем Злых Духов, побеждает Раху, Великого Дракона, который всегда пытается пожрать солнце и луну (затмения). «Война в Небесах» в христианской легенде основана на том, что злые ангелы раскрыли секреты (магической мудрости) добрых ангелов (Енох) и тайну «Древа Жизни». Пусть любой просто прочтет экзотерические описания в индусских и буддийских Пантеонах – версия последних взята у первых – и он обнаружит, что оба основаны на одной и той же первоначальной, архаической аллегории из Тайной Доктрины. В экзотерических текстах (индусов и буддистов) Боги пахтают океан, чтобы извлечь из него Воду Жизни – Амриту – или Эликсир Познания. У обоих Дракон похищает часть его, за что
изгоняется с небес Вишною или Ваджрадхарою, или главою Богов, как бы он ни назывался. То же самое мы находим в книге «Еноха», и это
опоэтизировано в «Откровении Св. Иоанна». А ныне эта аллегория со всеми ее фантастическими украшениями стала догмой!"

Ангельский чин соответствует Манасапутрам исходя из следующего оккультного факта:
"Человек получает свою Духовную Душу (Буддхи) из сущности Манаса Путр, Сынов Мудрости, которые являются Божественными Существами (или Ангелами), правящими и стоящими во главе планеты Меркурия."
Алхимическое соответствие - Ртуть, так как ртуть соединяется с серой, как буддхи соединена с Пламенем Духа.
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Буддхи

Сообщение hele »

Впечатляет конечно, это преобразование женщины Богини в бородатого cтарца Бога, но раз так... символически, значит так надо.
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4886
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Буддхи

Сообщение кшатрий »

hele писал(а):Впечатляет конечно, это преобразование женщины Богини в бородатого cтарца Бога, но раз так... символически, значит так надо.
Скорее, тут будет уместен образ бородатой женщины(по-моему, существовавший ещё в Древней Греции), символизирующей "андрогинность" Буддхи, т.е., существование этого принципа одновременно в двух аспектах-в "активном" и "пассивном", творящем и разрушающем, положительном и отрицательном, истинном и ложном и т.д.. Именно в Буддхи содержится основа как знания, так и заблуждения.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Буддхи

Сообщение hele »

Почему же заблуждения, если это Мудрость? В чем заблуждение?..
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4886
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Буддхи

Сообщение кшатрий »

hele писал(а):Почему же заблуждения, если это Мудрость? В чем заблуждение?..
Для ответа на этот вопрос нужно сначала определить-что есть "Мудрость" и почему это качество приписывается именно Буддхи. :-) А в свете "двойственной" природы Буддхи, отражающей в человеке первичную "дифференциацию"(разделение на два "полюса", или аспекта) Мулапракрити-можно вполне понять, почему Буддхи является(или может являться в какой-то степени) основой заблуждения(не самим заблуждением, а именно его основой, или "источником", как и всего остального, собственно). Хотя, более правильно употребить слово "неведение", как причину заблуждения и противоположность знания, источником которого Буддхи так же является(по-крайней мере, для Манаса).
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4886
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Буддхи

Сообщение кшатрий »

Забыл добавить, что, как известно-Буддхи(как и Атма) не является "человеческим" принципом, а лишь становится им в соединении с Манасом, образуя "индивидуальное Я", или "карана-шариру"(причинное тело), без которого не существовало бы "личное я", так-как, Манас не мог бы "соединиться" с камой и образовать "низший манас", если бы в нём изначально не было свойств, благодаря которым стало возможным это соединение, причём, с сохранением связи("Антахкарана") с Высшим "индивидуальным" Эго. То же самое с Буддхи и его соединением с Манасом с одной стороны и с Атмой-с другой. :-)
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: Буддхи

Сообщение hele »

кшатрий писал(а):отражающей в человеке первичную "дифференциацию"(разделение на два "полюса", или аспекта) Мулапракрити
Какие это два аспекта (полюса) Мулапракрити?
кшатрий
Администратор
Сообщения: 4886
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Re: Буддхи

Сообщение кшатрий »

hele писал(а): Какие это два аспекта (полюса) Мулапракрити?
Проявленный и непроявленный, конкретный и абстрактный, "дифференцирующий" и "недиференцирующий", активный и пассивный, "дух и материя" и т.д. :-)
:
Также оккультист рассматривает Ади-Шакти – непосредственную эманацию Мулапракрити, вечного Корня «ТОГО» и женский аспект Творческой Причины – Брамы, в ее образе Акаши-Всемирной Души – как Майю, с философской точки зрения, и как причину человеческой Майи. Но это воззрение не препятствует ему верить в ее существование на все время ее проявления, а именно на всю Манвантару; также и в применение Акаши, излучения Мулапракрити, к практическим целям, ибо эта Мировая Душа связана со всеми природными феноменами, известными и неизвестными нашей науке.(c)Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 гл.Пролог
«Брама, в своей совокупности имеет, прежде всего, аспект Пракрити, как эволюционирующей, так и не эволюционирующей (Мулапракрити) и также аспект Духа и аспект Времени. Дух, о Дважды-рожденный, есть главный аспект Высочайшего Брамы. Следующий аспект двоякий – Пракрити, эволюционирующая и не эволюционирующая, и последним является Время». В орфической теогонии Кронос так же представлен, как рожденный бог или посредник.

В этой стадии пробуждения Вселенной, сокровенный символизм представляет ее, как совершенный Круг с Точкою (Корнем) в Центре.(c)Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 гл.Пролог
Свабхават «Пластическая Субстанция», наполняющая Вселенную, есть корень всего сущего. Свабхават есть, так сказать, буддийский конкретный аспект абстракции, именуемой в индусской философии Мулапракрити. Это есть тело Души и то, чем был бы Эфир для Акаши, последняя является одушевляющим принципом первого.(c) Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.3 отд.3
ВОПРОС — Какой аспект Пространства или Непознаваемого Божества, который в Ведах называется "Тот" и который упоминается далее, является "Предвечной Матерью Рождающей"?

ОТВЕТ — Это Мулапракрити ведантистов, Свабхават буддистов, или то самое андрогинное нечто, о котором мы говорим и которое и дифференцируется и не дифференцируется. В своем первом принципе это чистая абстракция, которая дифференцируется только тогда, когда с течением времени трансформируется в Пракрити. Из человеческих принципов она соответствует Буддхи, тогда как Атма соответствует Парабраману, Манас — Махату и т. д.

Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча I
Эдвард Ром
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Буддхи

Сообщение Эдвард Ром »

ВОПРОС — Какой аспект Пространства или Непознаваемого Божества, который в Ведах называется "Тот" и который упоминается далее, является "Предвечной Матерью Рождающей"?

ОТВЕТ — Это Мулапракрити ведантистов, Свабхават буддистов, или то самое андрогинное нечто, о котором мы говорим и которое и дифференцируется и не дифференцируется. В своем первом принципе это чистая абстракция, которая дифференцируется только тогда, когда с течением времени трансформируется в Пракрити. Из человеческих принципов она соответствует Буддхи, тогда как Атма соответствует Парабраману, Манас — Махату и т. д.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, встреча I
По хорошему, здесь должна быть речь не о Свабхават, но он Прабхавапьяя. Но так как для западного ума 19-го века (да в общем-то и сейчас) это все было одно, то и ЕПБ не уходила в детали в своих пояснениях.

Имеем:
Бхава - Эволюционирующая Пракрити,
Свабхава - неэволюционирующая Пракрити, или Муллапракрити,
Прабхава - откуда все исходит и куда все возвращается.

В общем, "Тот", Абсолют, Непроявленнй БрамАн, Парабраман - все это соотносится с Верхним Треугольником, надстоящим Квадрату Проявленных миров Пракрити.

Этот Треугольник именуется также и Свабхават. А вот если углубляться в тему, то нам придется признать, что существует "Точка", "План", которая не Точка и не План, но все мыслимое и немыслимое - полное отрицание всего, Абсолютный Ниргуна, Непредставимое, что "надстоит" или находится вне Верхнего Треугольника, вмещая его.

Тогда этот Верхний Треугольник окажется всего лишь основанием Тетраэдра. Ибо если из этого Троичного в себе непроявленного БрамАна - Верхнего Треугольника как бы провести линии к абстрактному "Ниргуне"(Парабраману), то получаем Тетраэдр (непредставимый).

Основание этого Тетраэдра - Свабхават и именно в нем - Высшие Сефироты. Потому, кстати, говорится в одной из цитат ЕПБ выше, приведенных Кшатрием, что Свабхават как тело для Души, как эфир для Акаши. Так Свабхават - как бы тело Мулапракрити - основание этого "Тетраэдра". Высшего Тетрактиса. Все остальные грани этого Тетраэдра, составляющие Триединство есть Прабхавапьяя. Вершина Тетраэдра (Тетрактиса) - Абсолютность.

Но в такие подробности редко кто уходит. Чаще просто рисуют Верхний Треугольник обозначая, что он есть Мулапракрити, основание его - Свабхава. Квадрат -Бхава. Вершина Треугольника - Абсолютность.

Есть еще один из символов: Круг - Проявленного Пространства и Квадратура круга - все, что связано с Свабхават (4-ре Махараджи) и Махатом. Последний как Непроизносимое слово, без которого не будет Завершенности Бытия.

Этот Круг есть Читакаша. В применени к Человеку - его индивидуальный Чит - Поле Буддхи.
Эдвард Ром
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Буддхи

Сообщение Эдвард Ром »

кшатрий писал(а):Именно в Буддхи содержится основа как знания, так и заблуждения.
Достойно уважения в моих глазах. Особенно в контексте последующего рассуждения Кшатрия о Карана-Шарире (Карана-Падхи) и что Человек - это Буддхи-Манас.
СЭШ
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:19

Re: Буддхи

Сообщение СЭШ »

Эдвард Ром:
//По хорошему, здесь должна быть речь не о Свабхават, но он Прабхавапьяя. Но так как для западного ума 19-го века (да в общем-то и сейчас) это все было одно, то и ЕПБ не уходила в детали в своих пояснениях.

Похоже что кто-то в Протоколах Ложи очень не внимательно записывал за ЕПБ :), поскольку и я вижу там одну неточность, а именно относительно Махат - Манас, поскольку в других цитатах из ТД, Махат это Маха-Буддхи и соотносится с буддхи в человеке, а Манас появляется из Ахамкары (цитаты были в др. теме). Кроме того и у санхьяиков, и у ведантистов в принципах развёртывания Пракрити (а это их схема), существует следующий порядок преобразования Первоматерии (или Субстанции) - из Пракрити возникает Махат, из Махата - Ахамкара, из Ахамкары - Танматры (5-ти видов), это называется 7 первичных творений, далее из Ахамкары же возникает Манас и 10 Индрий, а из каждой 5-ти Танматр возникают соответствующие им 5-ть Маха-Бхут, из Танматры звука возникает Акаша (Эфир), из Танматры прикосновения возникает Ваю (Воздух), из Танматры формы и цвета - Теджас (Огонь), из Танматры вкуса - Апас (Вода), из Танматры запаха - Притхиви (Земля), это уже будет 16 вторичных творений.

Соответственно если рассматривать корреляцию этих принципов в "человеке", то соответственно Махат будет соотносится с буддхи, Ахамкара, так же с ахамкарой, Танматры также с танматрами, а Манас и Индрии также с манасом и индриями, и Маха-Бхуты с теми же бхутами физического тела, тут нет ничего удивительного, поскольку древняя концепция основана на отражении Макрокосмического в микрокосмическом и все те же принципы будут присутствовать во всех живых существах, в соответствующих масштабах, они и называются на санскрите "таттва" (то ты; то, из чего ты, таковость), а уже в современном адаптивном переводе звучат как "принципы".

Касаемо понятия "человек", то я не думаю, что в философских разговорах стоит так привязываться к этому понятию, ведь человек это прежде всего живое существо, а уж потом только человек, мужчина/женщина, отец/мать, рабочий/колхозник и т.д. и т.п. А то получается, что как только звучит слово "человек" тут же начинаются притягиваться понятия адепт не адепт, архат не архат, махатма не махатма, бог не бог, есть ведь на санскрите хорошее слово Джива (индивидуальная душа), и это не тело и даже не ум, это живое существо в теле, обладающее умом, вот думаю, что с философской точки зрения и нужно рассматривать "человека" как дживу и в этом отношении говорить о дживе, а не о человеке, как о социальном существе, тогда может быть всё легко и не принуждённо будет вставать на свои места, а не вызывать недоумения и обескураженность в некоторых моментах. (имхо)

Эдвард Ром:
//Этот Круг есть Читакаша. В применени к Человеку - его индивидуальный Чит - Поле Буддхи.

Дополню немного, Читакашей ещё называют "ментальный экран", на котором мы видим образы в уме, так же ещё есть Бхутакаша, это то что мы видим на ночном небе, на котором звёзды, и есть ещё понятие Хридакаша, пространство Сердца, так вот считается, что Читакаша, Бхутакаша и Хридакаша это одно и тоже в разных своих локализациях. Есть ещё понятие Читпракаша, это естественная природная саттвическая самосветимость Сознания, её ещё называют Сваямбху Джьётиш, такая естественная самосветимость Сознания проявляется только в Турье, а в других трёх состояниях она скрыта Читакашей.
ivens
Сообщения: 543
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Буддхи

Сообщение ivens »

"Человек, как говорил Кришна, должен научиться, в том числе, втягивать все свои индрии из мира материи подобно тому, как черепаха втягивает в панцирь лапы и голову. А затем следует индрии протянуть в Божественные эоны, чтобы обнять ими Бога, притянуть себя к Нему и слиться с Ним. Т.е. на религиозном Пути задача состоит в том, чтобы направить индрии своего ума, а затем и сознания — на Бога, чтобы в итоге срастись с Ним как с Сознанием."
http://ru.encyclopedia-of-religion.org/indriya.html

"Ахамкара (аханкара; санскр. अहंकार, Ahaṃkāra IAST) — санскритский термин, которым называют эго, чувство «я», представление о собственном «я», самосознание. " (Вики)

Ахамкара с большой буквы это тогда получается самосознание Космоса?..
Эдвард Ром
Сообщения: 979
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Буддхи

Сообщение Эдвард Ром »

СЭШ//...есть ведь на санскрите хорошее слово Джива (индивидуальная душа), и это не тело и даже не ум, это живое существо в теле, обладающее умом, вот думаю, что с философской точки зрения и нужно рассматривать "человека" как дживу и в этом отношении говорить о дживе, а не о человеке, как о социальном существе, тогда может быть всё легко и не принуждённо будет вставать на свои места, а не вызывать недоумения и обескураженность в некоторых моментах. (имхо)

Да спасибо, а то я порой теряюсь как же мне назвать то, что еще как бы не человек в обычном представлении понятия "человек" в общественном сознании.
ivens
Сообщения: 543
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Буддхи

Сообщение ivens »

К.Зайцев говорил на семинаре, что признаки того, что пытается действовать через личность именно высшее я , это
- человек все время возвращается к одному и тому же, упорно, т.е. повторяет деятельность и действия в том же направлении, в той же концепции, даже если бывают перерывы в этом направлении, то потом все же возвращается; то есть в отличие от случайных действий...
- в обители высшего я обычно всё выражается символьно, символически, и вот, это тоже может быть признаком, что действует высшее Я

Передавала своими словами, как запомнила, надеюсь, смысл верный. Если что, он может поправить или дополнить...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11399
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Буддхи

Сообщение hele »

На своем выступлении 2022 года, Исис Резенде привела цитату

20220218_200921_lit.jpg

В уголке, можно прочитать источник, кажется - L1 - LCH. Может быть, это письмо 51 из ПМ...? Или письмо 1 Линде Хэллоуэй?

И приводила перевод: "Ум можно заставить работать со скоростью электричества, доведя до высокой степени возбуждения; но буддхи - никогда".

Можно понять так, что медленность - характеристика действия из буддхи...
В интернете не нашла такую цитату ни по английски ни по русски.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
mvs
Сообщения: 4113
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Буддхи

Сообщение mvs »

hele писал(а): 20 ноя 2023, 12:29 Можно понять так, что медленность - характеристика действия из буддхи...
:jn_pu_sk: Просто было объяснено в других местах что характеристика буддхи - пассивность, и у неё нет ни одной функции на этом плане. :jn_pu_sk: Нет возможности заставить её работать, есть возможность просто жить с ней либо без неё. :jn_pu_sk: "Полный оборот вокруг оси" у неё - одна человеческая жизнь (ещё правильнее - "одно воплощение"), а иногда и того медленнее, если жизнь была посвящена глупостям = "без неё". "Пик активности" приходится на период "постмортум".
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.

Вернуться в «Ключ к теософии»