Образ: Фигура бородатого мужчины
Путь: Просветляющий Разум, Превосходной Мудрости, Устойчивое Несокрушимое Свершение
Планета: Меркурий
Божество: Будха
Архангел/Дхиан-Коган: Михаил, Ваджрадхара
Ангельский чин: Манасапутры
Металл: Ртуть
Нота: Ga/Ми
Цвет: Желтый
Опыт: Видение Бога лицом к Лицу
Символы: Незримое Одеяние Славы, Держатель Алмаза, Скипетр, Башня, Диаметр, Хираньягарбха (Золотой Зародыш),
В начале рассмотрения шестого принципа стоит обратиться к этимологии слова. Слово Буддхи можно перевести как разум или мудрость. Слово
является производным от Budha - мудрость или знание, где корнем является Budh - знать.
Образ бородатого мужчины может показаться странным ввиду того, что под Буддхи мы понимаем всё таки женский аспект медали. В символизме диаметр является женским символом, но это только по отношению к точке в круге. Причина кроется в том, что диаметр является результатом движения точки или иначе пассивное пространство принимает в себя активность точки. Диаметр является уже носителем активного принципа точки, где сама точка совершив необходимый импульс скрывается в темноте непозноваемого. Импульс нарушает устоявшееся до этого равновесие и чтобы исправить это положение диаметр меняет свою природу и переходит из негативного в позитивное состояние - переворачиваясь на 90 градусов, становясь мужским символом лингама или вертикального диаметра. Таким образом Богиня превращается в бородатого Старца или Бога и представляет уже из себя центробежную силу. Поэтому Буддхи является женским символом только по отношению к Атма, чьим носителем она является поэтому и называется "Незримым Одеянием Славы" и мужским ко всему остальному, что находится ниже.
Путь Буддхи или девятый путь, где число может разниться от учения в рамках которого этот путь рассматривается, имеет разные названия:"Дух (или буддхи) — это центробежная сила, а душа (манас) — центростремительная духовная энергия; и чтобы дать единый результат, они должны быть в совершенном союзе и гармонии. Прервите центростремительное движение земной души, тянущейся к привлекающему её центру, или повредите ему, приостановите её развитие, связав её весом материи более тяжким, чем она может вынести, или превышающим допустимый для дэвачанического состояния, и гармония целого будет разрушена." (Ключ к Теософии)
- Путь Превосходной Мудрости является девятым уровнем, которое достигает адепт в процессе своего духовного восхождения. Также его называют
девятым уровнем Бодхисаттвы. На этом пути Адепт обретает полную силу фундаментальной Мудрости.
- Путь Просветляющего Разума является уже каббалистическим термином применимым к Хокма, которая является эквивалентом Буддхи. Форма
озаряется силой, адепт на этом пути становится озаренным. Прибавте еще к этому то, что слово Будда означает Озаренный и многое может что
открыться.
- Путь Устойчивого Несокрушимого Свершения отсылает нас к Тантре и к тому высокому состоянию, когда адепт становится уже Алмазной Душой и ничто низкое его уже не сможет сокрушить или осквернить.
Планета, соответствующая Буддхи является Меркурий, чьим божеством по системе Джйотиш назван Будха.
Дхиан-Коган - Ваджрадхара или Михаил, на это стоит привести цитату из Тайная_Доктрина т.3 ч.3отд.XLIV "Перевоплощения" Будды
"Ваджрадхара, также Ваджрасаттва (тибетские: Дорджечанг и Дорджедзин или Дорджесемпа) есть правитель или Водитель всех Дхиан-Коганов, или Дхиани-Будд, высочайший, Верховный Будда; личный, хотя никогда, объективно непроявляющийся; «Верховный Победитель», «Владыка всех Тайн», «Единый без Начала или Конца» – короче говоря, Логос Буддизма. Ибо, как Ваджрасаттва, Он есть просто Цово (Глава) Дхиани-Будд, или Дхиан-Коганов, и Верховный Разум во Втором Мире, тогда как в качестве Ваджрадхары (Дорджечанга) Он есть, все, что было перечислено выше. «Эти двое одно и все же два», и над ними есть «Чанг, Верховная Непроявленная и Вселенская Мудрость, которой нет имени». Как двое в одном Он (Они) есть та Сила, которая подчинила и победила Зло с начала, позволив ему царствовать только над желающими субъектами на земле, не имея никакой власти над теми, кто презирают и ненавидят его. Легко понять эту аллегорию эзотерически; экзотерически Ваджрадхара (Ваджрасаттва) есть тот Бог, которому все злые духи поклялись, что они не будут препятствовать распространению Благого Закона (Буддизма), и перед которым все демоны трепещут. Поэтому мы говорим, что у этого двойного персонажа та же самая роль в каноническом и догматическом тибетском Буддизме, какая приписывается Иегове и Архангелу Михаилу, Метатрону еврейских каббалистов. Это легко доказать. Михаил есть «ангел лика Господнего» или тот, кто представляет своего Владыку. «Мой лик пойдет с тобою» (на английском яз. «присутствие» – presence), перед израильтянами, говорит Бог Моисею («Исход», XXXIII, 14). «Ангел моего присутствия» (по-еврейски: «моего лика») («Исаия», LXIII, 9), и т. д. Римские католики отождествляют Христа с Михаилом, который мистически является также его феруэром или «ликом». В точности таково же положение Ваджрадхары или Ваджрасаттвы в Северном Буддизме. Ибо последний в Своем Высшем Я в качестве Ваджрадхары (Дорджечанга) никогда не проявлен, за исключением для семи Дхиан-Коганов, первоначальных Строителей. Эзотерически это есть Дух «Семи» коллективно, их седьмой принцип, или Атман. Экзотерически, любое количество мифов можно найти в «Кала Чакре», в наиболее значительном труде Гьют (или Д'гью) раздела Канджура, раздела мистического знания (Д'гью). Сказано, что Дорджечанг (мудрость) Ваджрадхара живет во втором Арупа Мире, что связывает его с Метатроном, в первом мире чистых Духов, Бриатическом мире каббалистов, которые называют этого ангела Эл-Шаддай, Всемогущий и Могущественный. По-гречески Метатрон есть άγγελος (Вестник) или Великий Учитель. Михаил сражается с Сатаной, Драконом, и побеждает его и его Ангелов. Ваджрасаттва, который един с Ваджрапани, Подчинителем Злых Духов, побеждает Раху, Великого Дракона, который всегда пытается пожрать солнце и луну (затмения). «Война в Небесах» в христианской легенде основана на том, что злые ангелы раскрыли секреты (магической мудрости) добрых ангелов (Енох) и тайну «Древа Жизни». Пусть любой просто прочтет экзотерические описания в индусских и буддийских Пантеонах – версия последних взята у первых – и он обнаружит, что оба основаны на одной и той же первоначальной, архаической аллегории из Тайной Доктрины. В экзотерических текстах (индусов и буддистов) Боги пахтают океан, чтобы извлечь из него Воду Жизни – Амриту – или Эликсир Познания. У обоих Дракон похищает часть его, за что
изгоняется с небес Вишною или Ваджрадхарою, или главою Богов, как бы он ни назывался. То же самое мы находим в книге «Еноха», и это
опоэтизировано в «Откровении Св. Иоанна». А ныне эта аллегория со всеми ее фантастическими украшениями стала догмой!"
Ангельский чин соответствует Манасапутрам исходя из следующего оккультного факта:
Алхимическое соответствие - Ртуть, так как ртуть соединяется с серой, как буддхи соединена с Пламенем Духа."Человек получает свою Духовную Душу (Буддхи) из сущности Манаса Путр, Сынов Мудрости, которые являются Божественными Существами (или Ангелами), правящими и стоящими во главе планеты Меркурия."