Акаша

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Акаша

Сообщение Volt »

Небольшой пересказ статьи Дэвида Рейгла "акаша"

Значение термина Акаша

Термин Акаша сегодня переводится обычно как «пространство», но в разных учениях данный термин понимался по-разному. Его значение варьируется от «неба» и пятого элемента, «эфира», до почти абсолютного космического принципа и не более чем пустого пространства.
Акаша встречается в Книге Дзиан как «безбрежное море огня» (Станца 3 шлока 7), где является почти абсолютным космическим принципом. Почему «почти»? Потому что Акаша является излучением Мулапракрити.
В обычном смысле Акаша означает «небо». В более техническом значении акаша относится к «эфиру» как к пятому из пяти элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), как он понимался в научных трудах, пока он не был в значительной степени опровергнут Михельсоном в эксперименте Морли 1887 года. В качестве пятого элемента акаша часто соединяется со словом, обозначающим «элемент», bhūta или dhātu (bhūtākāśa, ākāśadhātu). Как почти высший космический принцип, акаша может относиться к первому, что исходит из высшего космического принципа, как, например, в недвойственной индуистской системе Адвайта Веданты. Или является почти абсолютным космическим принципом, который не из чего не исходит, но является одним из других вечных космических принципов, как например, в плюралистической индуистской системе Вайшешика. В буддийской системе Мадхьямаки акаша понимается как пустое пространство.

Акаша в Тайной Доктрине

• Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем её, но духовная сущ-ность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлечённом смысле. Корень-природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это, как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити – Корень-Материя и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, Упадхи, или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть Источник, из которого излучается Акаша. (Станца 1 шлока 1)

• УЗРИ ЕГО, ПРИПОДЫМАЮЩЕГО ПОКРОВ И РАЗВЁРТЫВАЮЩЕГО ЕГО С ВОСТОКА НА ЗАПАД. ОН СКРЫВАЕТ ГОРНЕЕ И ОСТАВЛЯЕТ ПОДНОЖИЕ, ЯВЛЕННОЕ, КАК ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ. ОН НАМЕЧАЕТ МЕСТА ДЛЯ БЛИСТАЮЩИХ И ОБРАЩАЕТ ГОРНЕЕ В БЕЗБРЕЖНОЕ МОРЕ ОГНЯ
«Море Огня» является, таким образом, Высшим-Астральным (т. е., Нуменальным) Светом, первичным излучением из Корня Мулапракрити Не-дифференцированной Космической Субстанции, которая становится Астральной Материей. Оно также именуется «Огненным Змием», как это описано выше (Станца 3, шлока 7).

• Акаша, Астральный свет, может быть определена в нескольких словах; это есть Всемирная Душа, Утроба Вселенной, Mysterium Magnum, из которой рождается всё сущее через разъединение или дифференциацию. Это есть причина существования; она наполняет бесконечное Пространство, она, в одном смысле, есть само Пространство, или же его шестой, также и седьмой, принцип одновременно . Но, как конечное в Бесконечном, по отношению к проявлению, свет этот должен иметь свою теневую сторону – как уже было указано. И так как Бесконечное никогда не может быть проявлено, то конечный мир должен удовлетвориться лишь одною тенью, которую его действия притягивают на человечество и которую люди привлекают и принуждают к действию. Следовательно, тогда как Астральный свет есть Всемирная Причина в своём непроявленном единстве и бесконечности, он становится по отношению к человечеству просто следствиями причин, порождённых людьми в течение их греховных жизней. (ТД2, отдел V)

Веданта

В индуистской системе Веданты, акаша является космическим принципом, которая изходит из брахмана, высшей реальности. Все школы Веданты основаны на Упанишадах.
Тайттирия-упанишада 2.1.1 « Поистине, из этого [ брахмана ], из этого« я »[ атмана ] возникла акаша ; из Акаши - воздух; из воздуха - огонь; от огня возникла вода; из воды - земля; из земли - растения, из растений - пища; из пищи – личность. Тем не менее, в Ведах и Упанишадах есть отрывки, в которых акаша (иногда используется синоним вьоман ) используется для обозначения брахмана , высшей реальности. Таким образом, следующий наиболее авторитетный текст Веданты, Брахма-сутры , говорит, что брахман есть акаша (1.1.22), а затем говорит, что брахман есть прана (1.1.23), а брахман это джйотиш , «свет» (1.1.24), комментаторы добавляют, что эту акашу следует отличать от акаши как элемента ( bhūtākāśa). Однако этот текст понимается как говорящий только о том, что Акаша является брахманом в одном смысле. Поскольку акаша описывает как аспект брахмана, его можно использовать для обозначения брахмана . Это поясняется там, где Тайттирия Упанишад 1.6.2 говорит «брахман, чьим телом является акаша».
Адвайта-веданта - это недвойственная школа веданты, учит, что брахман, высшая реальность, и атман, я - одно. Его учителя согласны с отрывком из Тайттирия-упанишад, в котором говорится, что из брахмана, из атмана произошла акаша . Его отец-основатель Шанкарачарья написал небольшой трактат под названием Панчикарана , к которому его близкий ученик Сурешвара написал комментарий к стихам (Варттика), в котором говорится (стих 3), что «из этого [ парабрахмана ] возникла акаша. В недвойственной системе ничто не может в действительности возникнуть из одного брахмана и отдельно от него. Так Акаша возникает только в результате вступления в игру майи , силы иллюзии или иллюзорного явления, силы, которой обладает брахман . В соответствии с этим более поздний писатель Видьяранья в своем классическом произведении Панчадаши написал (глава 13, стих 67): «Первая модификация [ майи ] - это акаша».

Вайшешика

В индуистской системе вайшешиков, акаша является почти конечным космическим принципом, который не исходит от чего - либо, но явля-ется одним из других вечных космических принципов. Согласно «Вайшешика-сутре», существует девять категорий реальности (дравья): четыре категории атомов (земля, вода, огонь и воздух), пространство (акаша), время (кала), направления (дик/диш), душа (атман), ум (манас). Подобно другим восьми космическим принципам, акаша вечна и постоянна.

Джайнизм

В системе джайнов Акаша - это почти высший космический принцип. Это одна из шести реальностей или высших субстанций ( дравья ): душа ( джива ), среда движения ( дхарма ), среда покоя ( адхарма ), акаша , материя ( пудгала ) и время ( кала ). Эти шесть космических принципов вечны. Здесь Акаша - это не одна из стихий, к которым относятся земля, вода, огонь и воздух. Скорее, это принцип, функция которого состоит в том, чтобы предоставить место для ( авагаха ) других пяти космических принципов ( или быть их вместилищем ) (Таттвартхадхигама-сутра, 5.18). По сути , это «мир-пространство» ( лока-акаша ).
За пределами мирового пространства находится «бесконечное пространство» ( ананта-акаша ), в котором ничего не существует ( Панчастикайа-сара , стихи 97-103 или 90-96). Тем не менее, как одна из шести реальностей, или высших субстанций, или космических принципов, Акаша реальна.

Буддизм

Главным и единственным символом акаши является звук. Но поскольку представление о звуке неразрывно связано и с его восприятием, то акаша стала восприниматься как пространство психического опыта в целом. Для вайбхашиков (сарвастивадинов) акаша – это позитивная психическая реальность. Для саутрантиков акаша рассматривалась только в негативном ключе как чистое отсутствие. В системе Йогачара акаша относится к шести асанскрита дхарм: акаша - безграничная, свободная от всех изменений, которая отождествляется с простым бытием; пратисанкхьяниродха - прекращение всех видов клеши, или страданий, достигаемое с помощью силы совершенного знания; апратисанкхьяниродха - прекращение страданий, достигаемое без помощи совершенного знания; ачала - это состояние безразличия ко всякому устремлению и наслаждению, и санджня-ведананиродха - состояние, где не действуют ведана (чувства) и санджня (восприятие). Эти первые пять не являются независимыми, но они носят различные названия, которые условно используются для обозначения ноуменального аспекта вселенной. Мы можем назвать их различными стадиями, посредством которых может быть достигнута высшая реальность. Дхармапала говорит: "Все эти пять условных терминов обозначают различные стадии проявления и части чистого бытия". Это приводит нас к истинному метафизическому абсолюту школы йогачар, а именно - татхате. "Это трансцендентальная истина всего, и она называется татхатой, потому что ее сущность реальная и вечна. Ее природа недоступна для выражения. Она неопределима. В системе Мадхьямаки акаша также является пустым пространством.
Каждый освещает темноту как может
Oleksandr Ptilidi
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 27 сен 2015, 05:52
Откуда: Новая Зеландия

Акаша

Сообщение Oleksandr Ptilidi »

Volt писал(а): 06 май 2021, 20:43 Небольшой пересказ статьи Дэвида Рейгла "акаша"

Значение термина Акаша

и не более чем пустого пространства.

Акаша в Тайной Доктрине

Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем её, но духовная сущ-ность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлечённом смысле.

«Море Огня» является, таким образом, Высшим-Астральным (т. е., Нуменальным) Светом,

• Акаша, Астральный свет, может быть определена в нескольких словах; это есть Всемирная Душа, Утроба Вселенной, Mysterium Magnum, из которой рождается всё сущее через разъединение или дифференциацию. Это есть причина существования; она наполняет бесконечное Пространство, она, в одном смысле, есть само Пространство, или же его шестой, также и седьмой, принцип одновременно . Но, как конечное в Бесконечном, по отношению к проявлению, свет этот должен иметь свою теневую сторону – как уже было указано. И так как Бесконечное никогда не может быть проявлено, то конечный мир должен удовлетвориться лишь одною тенью, которую его действия притягивают на человечество и которую люди привлекают и принуждают к действию. (ТД2, отдел V)

Веданта

Так Акаша возникает только в результате вступления в игру майи , силы иллюзии или иллюзорного явления, силы, которой обладает брахман

Буддизм

Для саутрантиков акаша рассматривалась только в негативном ключе как чистое отсутствие.
"Это трансцендентальная истина всего, и она называется татхатой, потому что ее сущность реальная и вечна. Ее природа недоступна для выражения. Она неопределима. В системе Мадхьямаки акаша также является пустым пространством.
вольт, прочитав приведёный вами пересказ статьи Дэвида Рейгла "акаша"
обратил внимание на одну закономерность в приведённой информ. (для меня),
" ключевой нитью" , которая свяжет всё то , что я выделил красным, (остальное вырезал, да-бы немного сократить цитату)
я использую определение из Буддизма, да-бы далеко не "ходить", прямо из цитаты:" Она неопределима."
В системе Мадхьямаки акаша также является пустым пространством.
так вот, мне интересно ваше мнение, ваши мысли ,
"что значит не определима?" "что значит является пустым пространством?"
если кому -то ещё интересно высказать своё мнение или мысли ,было бы хорошо.
с уважением
ptilidi@gmail.com
Аватара пользователя
Турист
Сообщения: 1524
Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04

Акаша

Сообщение Турист »

Oleksandr Ptilidi писал(а): 01 сен 2021, 17:03 ....так вот, мне интересно ваше мнение, ваши мысли , "что значит не определима?" "что значит является пустым пространством?"
Неуловимый и неосязаемый для современной науки жизненный принцип, поэтому и ноу­менальное и абстрактное пространство.
Oleksandr Ptilidi
Сообщения: 945
Зарегистрирован: 27 сен 2015, 05:52
Откуда: Новая Зеландия

Акаша

Сообщение Oleksandr Ptilidi »

Турист писал(а): 01 сен 2021, 22:00 Неуловимый и неосязаемый для современной науки
Турист,что думает современная наука для меня не столь важно, тем более что представители современной науки такую "выдержку" из статьи не делают и не сделают,
ну раз вы "засветились" здесь , к вам вопрос , если вы пишите значит вы должны это понимать(хоть как нибудь, для начала) , а именно:
Неуловимый и неосязаемый .... жизненный принцип
далее :
поэтому и ноу­менальное и абстрактное пространство.
у вас какие мысли или соображения по этому поводу есть??? ,как у человека который (скажем так ) не равнодушен к написанному выше вами.
с уважением Саша
ptilidi@gmail.com
Аватара пользователя
mvs
Сообщения: 4113
Зарегистрирован: 05 апр 2021, 11:57

Акаша

Сообщение mvs »

Oleksandr Ptilidi писал(а): 01 сен 2021, 17:03 "что значит не определима?" "что значит является пустым пространством?"
если кому -то ещё интересно высказать своё мнение или мысли ,было бы хорошо.
:du_ma_et: Могу предложить своё мнение -
1) неопределима, потому что некоторые понятия мы не определяем. Например, земля, вода, огонь, воздух. Они являются как бы фундаментальными, на которых выстраивается всё остальное понимание связанных с ними явлений. У индусов акаша примыкает к названным четырем стихиям. Возможно что определение требуется только нам, не знакомым с этим понятием, а "неопределимым" оно является для специалистов вроде Дэвида Райгла.
2) пустота - это буддийская т.с. фишка (разработка). Т.е. не в буквальном смысле, а с наводящим смыслом. Вероятнее всего "пустое пространство" это указание на (метафизическую) стадию до дифференциации (синонимы из "ТД" - гомогенность, однородность). Т.е. мы постулируем как самое первое (или "раннее") состояние пространства гипотетическую однородность или "единый элемент-сущность". Из которой "развиваются" остальные "элементы-сущности" и таким образом Вселенная из "изначального" состояния приводится в прочие состояния, отличительные от "раннего". (Ставлю много кавычек, потому что понимаю так, что речь никогда не шла о физической Вселенной и физическом (космическом) пространстве. Возможно, что в древности и думали что всё именно вот так обстоит, как это представляется разуму, но в итоге наука здорово теснит эти старые философские выкладки.)
Разум - истина.
Поиск вовне - заблужденье.
Разум есть знание о собственной сути, иначе он нигде.
Аватара пользователя
Турист
Сообщения: 1524
Зарегистрирован: 08 май 2021, 18:04

Акаша

Сообщение Турист »

Oleksandr Ptilidi писал(а): 02 сен 2021, 09:41 у вас какие мысли или соображения по этому поводу есть??? ,как у человека который (скажем так ) не равнодушен к написанному выше вами.
Такая субстанция или флюид должна быть частью человека, входить в его состав и можем предположить, что она или ее разновидность (напр. эфир) является источником различных необычных феноменов.
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Акаша

Сообщение Volt »

Oleksandr Ptilidi писал(а): 01 сен 2021, 17:03
Volt писал(а): 06 май 2021, 20:43 Небольшой пересказ статьи Дэвида Рейгла "акаша"

Значение термина Акаша

и не более чем пустого пространства.

Акаша в Тайной Доктрине

Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем её, но духовная сущ-ность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлечённом смысле.

«Море Огня» является, таким образом, Высшим-Астральным (т. е., Нуменальным) Светом,

• Акаша, Астральный свет, может быть определена в нескольких словах; это есть Всемирная Душа, Утроба Вселенной, Mysterium Magnum, из которой рождается всё сущее через разъединение или дифференциацию. Это есть причина существования; она наполняет бесконечное Пространство, она, в одном смысле, есть само Пространство, или же его шестой, также и седьмой, принцип одновременно . Но, как конечное в Бесконечном, по отношению к проявлению, свет этот должен иметь свою теневую сторону – как уже было указано. И так как Бесконечное никогда не может быть проявлено, то конечный мир должен удовлетвориться лишь одною тенью, которую его действия притягивают на человечество и которую люди привлекают и принуждают к действию. (ТД2, отдел V)

Веданта

Так Акаша возникает только в результате вступления в игру майи , силы иллюзии или иллюзорного явления, силы, которой обладает брахман

Буддизм

Для саутрантиков акаша рассматривалась только в негативном ключе как чистое отсутствие.
"Это трансцендентальная истина всего, и она называется татхатой, потому что ее сущность реальная и вечна. Ее природа недоступна для выражения. Она неопределима. В системе Мадхьямаки акаша также является пустым пространством.
вольт, прочитав приведёный вами пересказ статьи Дэвида Рейгла "акаша"
обратил внимание на одну закономерность в приведённой информ. (для меня),
" ключевой нитью" , которая свяжет всё то , что я выделил красным, (остальное вырезал, да-бы немного сократить цитату)
я использую определение из Буддизма, да-бы далеко не "ходить", прямо из цитаты:" Она неопределима."
В системе Мадхьямаки акаша также является пустым пространством.
так вот, мне интересно ваше мнение, ваши мысли ,
"что значит не определима?" "что значит является пустым пространством?"
если кому -то ещё интересно высказать своё мнение или мысли ,было бы хорошо.
с уважением
Моё мнение схоже с мнением Туриста и mvs, поэтому повторяться не буду.
Каждый освещает темноту как может

Вернуться в «Ключ к теософии»