С точки зрения последователей Рерихов, наша личность в своем материальном выражении это три оболочки (физическое тело, астральное (кама-рупа) и ментальное. Таким образом личность не уничтожается с оставлением физического тела, но лишь частично, скажем так, уменьшается по мере сбрасывания оболочек. Основной центр личности в астральной и ментальной оболочках (низший ментал). В зависимости от духовного развития личности существование в этих мирах - астральном (кама-локе) и низшем ментальном может протекать достаточно долго. Эти миры рассматриваются как объективно существующие с той лишь разницей, что материя этих миров слушается мысли. Т.е. при желании можно творить реально существующие объекты мыслью. Но длительность их существования их будет зависеть от вложенной в них
ментальной энергии. Далее следует пребывание в мире огненном, где личность исчезает, т.к. сливается с Индивидуальностью или высшим Эго в его огненном теле (высший ментал). Состояние дэвачана также связано с огненным миром.
С точки зрения теософии, насколько я помню, после чаще всего недлительного пребывания в кама-локе, личность исчезает и оставшаяся триада погружается в состояние дэвачана, где субъективно тем не менее воспринимает себя вполне как личность, живущая на земле.
Так вот действительно ли между этими системами представлений существует основополагающая разница или же это просто разными словами выраженная одна объективная реальность в силу недосказанности, акцентированности и т.д.?
Ведь в теософии Нирманакая тоже существуют в некой объективной реальной среде обитания, а не в воображаемом субъективном мире. Кроме того, сами воображаемые картины - это ведь тоже формы объективно существующей материи. Почему же в таком случае эта материя не может образовывать собственный мир, отражением которого и является мир земной?
Например мир высшего ментала очень напоминает описание девачана. Я даже не могу найти разницу.
В "Учении Храма" Франчиа ла Дью так сказано:
И еще просьба ответить - что вам говорит по этому поводу интуиция?"Зa пределaми всех противоречий существует лишь однa реaльность во всяком смысле этого словa, будем ли мы нaзывaть ее Абсолютом, Вечным Духом или Богом. Все прочее с этой высшей точки зрения - иллюзия, ибо все прочее есть отрaжение или мaнифестaция одного или более aтрибутов Богa (или Абсолютa). Мaтерия является иллюзией только с космической точки зрения; и поскольку онa в некой форме проявляется во всех состояниях бытия, отсюдa следует, что бытие в Девaчaне (или нa небесaх) столь же реaльно для духовных чувств, кaк бытие нa Земле реaльно для физических чувств; a в действительности дaже горaздо более реaльно, ибо духовные чувствa являются более утонченными и облaдaют большей силой, чем физические".