Наблюдение есть шаг к справедливости.
Община, 2.
Все Учения прослоены произвольными толкованиями.
Мир Огненный. I. 218
_____________________________________________________
Исследуя причины появления новых дневников Е.И. Рерих 1940х - 1950х годов, являющих собой немыслимую фантасмагорию на тему эзотерических знаний, мы должны обратить внимание на анализ подобных фактов в истории человечества.
Много раз на протяжении исторического периода появлялись личности, неожиданно получавшие вдохновение (как они утверждали, Свыше), оставившие потомкам книги, которые впоследствии были названы духовными откровениями. И каждый раз благодарные потомки превращали полученное знание в бездумный фанатичный культ, а самих пророков этого знания называли святыми, а то и обожествляли.
Если начать исследовать жизнь и поступки тех представителей человечества, которые оставили прекраснейшие книги, наполненные красотой и духовным Знанием, то легко может сложиться впечатление, что жизненные поступки тех, через кого эти знания пришли в наш мир, были недостойны этого Знания.
При более внимательном взгляде на эти явления, можно обнаружить, что подобное касается не только эзотерических книг, но присутствует решительно во всей жизни.
Общеизвестно, что жизнь и поступки величайших творческих личностей, оставивших нам бессмертные произведения истинной Культуры, часто совершенно не соответствовали тем Истинам и Красоте, которые излагаются в записанных ими великих произведениях.
Не говорит ли это о том, что за плечами талантливого земного писателя, земного мастера, художника, поэта, музыканта всегда стоит вдохновляющий его Мастер мира Невидимого? Я говорю о том явлении, которое древние греки называли музами, римляне гениями, а Платон и Сократ даймонами, которые дарят вдохновение Свыше. Эзотерическое знание учит нас тому, что это правда, что так и строится живое сотрудничество мира земного и мира Надземного.
Человечество не очень потрудилось исследовать эти явления, которые до сих пор вообще не признаются официальной наукой. Но, тем не менее, внимательный исследователь подобного сотрудничества может выделить некоторые общие такому духовному сотрудничеству закономерности, которые можно назвать даже следствиями, являющимися в той или иной степени неизбежными, при соприкосновении сознаний, стоящих на разных ступенях духовной эволюции.
Одно из таких практически неизбежных следствий можно назвать самообольщением, которое, в частности, неизбежно возникает в сознании человека (медиатора), в процессе приема им Идей, превосходящих современное мышление человечества.
Т.е. в процессе исследований достаточного множества фактов самообольщения многих известнейших деятелей, кто когда-либо испытывал «вдохновение свыше», можно выявить одну подтверждаемую фактами и теорией закономерность. Эта выявленная закономерность формулируется примерно так:
В каждом, соприкоснувшимся с вдохновляющим воздействием мысли Сознаний более высокой эволюции, рождается также и самообольщение, как следствие несовершенства личности. В той или иной мере это испытание не проходят практически все.
Тем не менее, появление в течение ХХ века множества источников в той или иной степени повествующих о духовных (метафизических согласно Аристотелю) законах мироздания приводит к мысли о том, что Сознания более высокой эволюции стараются дать человечеству обновление мысли через все доступные источники, независимо от внутренних недостатков медиаторов.
Неизбежная закономерность проявления самообольщения в той или иной степени вытекает из того, что более высокая психическая энергия, наполняя микрокосм медиатора, трансформируется его психическими центрами по привычным каналам, сформированным его сознанием в течении его жизни, и тем самым ведет к проявлению и развитию, условно говоря, каждого ростка добра и зла или каждой мысли, побуждающей к действию.
Таким образом, само по себе следование высокому духовному знанию, как и само восприятие мысли Сознаний более высокой эволюции неизбежно проявляет к жизни каждый зачаток добра и зла в последователе или медиаторе - уже поэтому самообольщение неизбежно - это должно быть понятно.
После исследований Владимира Чернявского и Михаила Лазарева:
1. К изучению Записей Е.И. Рерих. Опыт первичного анализа.
2. К вопросу о структуре архива трудов Е.И. Рерих и примеры цитирования поздних дневников в письмах к сотрудникам.
3. К вопросу полноты и комплектности архивов записей Е.И. Рерих
- не остается сомнений в том, что выложенные дневники 1940х - 1950х годов записаны именно рукой Е.И. Рерих.
Проведенные же нами исследования дневниковых записей Е.И. 40х - 50х годов:
1. Загадка дневниквов Е. Рерих. Предосудительно ли сомневаться в Источнике последних дневниковых записей Е.И. Рерих?
2. Какое зло несет принятие новых записей Е. Рерих 40х-50х годов за эзотерическую истину. (Часть I);
(Часть II); (Часть III); (Часть IV).
3. Издевается ли Автор новых тетрадей записей Е. Рерих?
- позволяют сделать однозначный вывод о том, что сама Е. Рерих не избежала величайшего самообольщения, в своем устремлении к высоким эзотерическим знаниям. Об этом, к сожалению, однозначно, и говорят ее последние дневники.
Можно проследить на большом количестве примеров, как появлялось множество записей в ее дневниках и дневниках ее учеников и раньше, которые определенно не являлись посланиями Высокого Источника.
Легко привести явные примеры подобного самообольщения на примере выписок из дневников записей якобы сообщений Владыки, выполненных ее ближайшими сотрудниками - Модрой, Ояной, Логваном, Порумой:
Запись Логвана (Хорш):
II
«Не хочу быть столбовою дворянкой…
Хочу быть владычицей морскою…
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".
А. Пушкин.
«На Бога надейся, а сам не плошай», - так говорит народная поговорка, тем самым утверждая, что одной лишь всепоглощающей веры в Высшую помощь недостаточно для правильного прохождения жизненного пути.
Если внимательно перечитать даже ранние дневниковые записи самой Е. Рерих, воспоминания ближайших учеников (например, книгу З. Фоздик «Мои Учителя»), то перед глазами встанут картины жизни семьи Рерихов, проявляющих такие человеческие слабости, как предвзятость, нетерпимость по отношению к людям, которые лично не нравятся Рерихам или шокируют их ограниченные, привитые им в рамках своего века представления (например, о взаимоотношении полов, сексуальности вообще). Можно легко заметить манипулирование (возможно неосознанное) сознанием как собственных детей, так и ближайших сотрудников (например, запугивание) в совершенно сектантских традициях.
В подтверждение сказанного приведем несколько примеров:
"Н.К. рассказал, что два очень богатых человека, которые плохо отнеслись к нему в Лондоне, когда он нуждался, теперь совершенно разорились. Поразительно, как мы наблюдаем это на всех, кто когда-либо плохо отнесся к Рерихам или вредил им." 23.11.22 З.Фосдик «Мои Учителя».
Интересно, что ещё в 1894 году, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Н. Рерих ведет дневник, в котором записывает:
"Насколько я люблю похвалу, и насколько она меня поднимает, настолько удручает и огорчает резкое порицание, раз даже аппетит потерял. А всё самолюбие, ох, какой кнут это самолюбие, так и стегает, ни минуты покоя. А все же лучше иметь его больше меры, чем меньше. При нем можно сделать много такого, чего без него не сделаешь». Государственная Третьяковская галерея. Ф. 44, дневник, 29.09.1894.
Уже в 20-е годы мы можем увидеть невероятное самомнение Рерихов, рожденное сильным стремлением выдавать страстно желаемые для себя достижения за действительные и самолюбивое стремление вершить все более великие дела, браться за все более великие начинания. Все это впоследствии приводит к «получению» Еленой Ивановной подтверждений якобы Учителя в непогрешимости собственных суждений, оценок людей и «достижении» ею уже в этой жизни Архатства и высочайших (согласно Агни-Йоге) степеней духовного совершенства – «Лампады Пустыни» и «Пустынного Льва». А далее к потере способности записывать новые глубокие тексты самостоятельно и постепенному все более трагическому отходу от действительности в записях «ментального опыта», записях, все более определяющих жизнь семьи, жизнь и смерть их сотрудников, деятельность рериховских обществ и т.д.…
Достаточно привести только один пример (один из множества подобных) как определяются Порума и Ояна Еленой Ивановной и якобы Учителем в 1930 году:
"Ояна — «Свидетельница». И «все явления должны быть собраны в отдельную книгу». Свидетелем может быть только дух, живущий всем сердцем и справедливой оценке которого Владыка может доверить." (Е.И.Рерих — американским сотрудникам. 17 августа 1930 г.)
"Так лети, огненная Ояна. Неси сердце сокровенной жены. Вижу, как летишь зажженным факелом. Ручаюсь за тебя, ручаюсь за Логв[ана], ручаюсь за Поруму, ручаюсь за небывалую победу. Идет великое и радостное время. ...Так дух и сердце Ояны насыщены огненными эманациями сокровенной Свати". 3 февраля 1935
«Нужно помнить, насколько каждое указание Урусвати правильно и каждое чувство имеет основание. Не только огненные извержения и землетрясения, но даже далёкие ураганы показываются на ощущениях, и эти ощущения безошибочны, ибо сознание огненное прикасается чутко ко всему. Нет ошибок в определении людей. Так каждый покажет сущность свою огненному сознанию». Мир Огненный. I. 166
И еще неоднократно в ответ на вопросы и сомнения самой Е.И. Учитель якобы подтверждает то, что в дневниках записей Е.И. нет ошибок!
А вот как характеризует Поруму и Ояну Николай Константинович уже после суда в Америке:
«Хорш и обе его ведьмы ненавидели все русское, у них не было прозрения в будущее… Но хоршевская банда была далека от таких соображений. У них в основе лежала ненависть… Но разве Хорш и его шайка могли иметь что-либо общее с Культурою? … Можно себе представить, как нелегко было грабителям десять лет (!) носить маску культурных работников! Хитро притворились они, чтобы выждать час ограбления". 6 июня 1943 г. Листы дневника т.3
Так кто же все-таки здесь ошибается? Учитель, который якобы ручается за Ояну, Поруму и Логвана и называет Поруму и Ояну утвержденными Сестрами Братства и подтверждает, что у Е.И. нет ошибок в определении людей за полгода до разрыва? Или же Е.И. выдает желаемые характеристики Ояны и Порумы за утверждения «Владыки Шамбалы» и тем самым расписывается в том, что ни она, ни Н.К. не являются великими мудрецами, Агни-Йогами, безошибочно определяющими людей?
Иначе совместить вышеперечисленные определения, характеризующие бывших сотрудников - невозможно. Иначе придется допустить, что в «Братстве Махатм» любовь и преданность как в народной поговорке - "у попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса - он ее убил", и то, что великие определения, которые дал якобы сотрудникам «Владыка Шамбалы» - "Я твоя Мать", "Ты - Наша Сестра", "Ты - огненный дух, которому доверяет все Братство", - ничего не стоят.
В случае Е.И. Рерих можно утверждать, что честолюбивое страстное желание высшей жизни, как оно описывается в "Трех желаниях" Е. Блаватской, ведущее к самообольщению, а также жажда личного роста, жажда утверждения своего статуса согласно стремлениям своей души, - всё это стремилось в ней к космическому масштабу и становилось все более трагически гротескным.
Уже в дневниковых записях 29-30-го годов можно отметить бесконечные указания буквально на вселенское величие и историческое «космическое» значение достижений духа Елены Ивановны, величие творчества «огненных центров утвержденной Новой Тары Света», ежедневно и еженощно преображающих не только миллионы сознаний и жизнь мира земного, но и миров надземных. То же касается и постоянных указаний на величие «огненных достижений» Николая Рериха как «явленного Архата» и великого Агни-Йога.
Все это чередуется в 1935 году с многочисленными подробными записями о том, что именно Е. Рерих (Урусвати) воплощалась самыми выдающимися женщинами всех времен и народов. Все это продолжается в 40е-50е годы записью ее воплощений женой Христа Магдалиной и женой Будды Яшодхарой и заканчивается, наконец, тем, что именно Урусвати является ни много ни мало Матерью нашей Вселенной, т.е. наравне с Создателем – величайшей из существующих душ в нашей Вселенной. Отметим, что более высокую роль трудно придумать вообще, а самое главное, значение такой роли для удовлетворения тщеславия просто не имеет смысла. О каком йогизме, о каком чувствознании можно говорить, когда дух не видит безудержного и просто космических масштабов самовозвеличивания своей личности от слова совсем?
Ослепленные собственным мнимым величием и непогрешимостью, Рерихи не замечали, как жестоко они ломают судьбы и жизни доверившихся им людей. (Здесь и разбитая женитьба Юрия Рериха на Маре Манциарли, и чета Хоршей с Эстер Лихтман, объявленные предателями после 14 лет фанатичного следования за Рерихами, и дискредитация перед избирателями преданного сотрудника Рерихов и кандидата в президенты США 1948 года Генри Уоллеса, и около 40 репрессированных членов Рижского общества и членов их семей, которые были уверены в защите Учителя, и смерть А. Клизовского, и смерть жены А. Хейдока, арест его сына, годы лагерей самого А. Хейдока, Р. Рудзитиса, доктора К. Рябинина, смерть пятерых человек в экспедиции на плато Чантанг и смерть Юрия Рериха, после возвращения в СССР). Становится совершенно понятным, что в той или иной степени были обмануты все, кто следовал за Рерихами, и этот обман изменил их жизни.
Можно сказать, что опираясь на тексты Агни-Йоги, Рерихи создали секту фанатиков имени самих себя, культ собственных личностей, который всю жизнь утверждали сами и побуждали утверждать своих последователей.
Как можно характеризовать отношение Рерихов к сотрудникам и людям вообще, на которых они смотрели с недосягаемой высоты собственного мнимого величия и непогрешимости, и которых они оценивали, прежде всего, по тому, признавали ли люди «величие» Рерихов лично и оказывали ли ему должное, по мнению Рерихов, уважение? Обо всем этом очень подробно написано в книге Эрнста фон Вальденфельса "Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм". Невозможно опровергнуть написанное в этой книге. Все наши исследования показывают, что написанное в ней правда, по крайней мере во всех существенных моментах. Все это очень горькие, но и целительные уроки для огромного числа последователей Рерихов.
В чем негатив культа личностей Рерихов? В том, что священное изучение истиной реальности бытия, дающее ответы о смысле и великом предназначении человеческой жизни, подменяется балаганом, в котором Учителя человечества ведут себя как боги Олимпа, а овладение могучими силами человеческого организма превращается в фарс. В том, что каждый рериховец, усомнившийся в величии и святости Рерихов, автоматически соратниками объявляется предателем, который будет брошен «Учителями света на растерзание темным силам».
Вылечить организм рериховского движения от всем очевидной болезни, симптомами которой являются фанатизм, множащиеся страхи и предрассудки, традиции запугивания и всеобщей готовности объявить ближнего предателем, - невозможно, по причине того, что сам факт опубликования последних тетрадей Е.И. Рерих наносит ему смертельный удар, после которого часть рериховцев перестанет себя называть таковыми, а часть сформирует еще более фанатичную секту на основе мракобесия «последних Записей» принимаемых за высочайшее Откровение.
Сознание же последователей Агни-Йоги, как одного из источников духовного знания вылечить можно только искоренив причины болезни. Причины были посеяны эгоистичными и фанатичными мотивами поступков Основателей секты. Сам факт появления последних дневников записей Е. Рерих однозначно побуждает к глубокому изучению негативных поступков Е.И. и Н.К., о которых мы должны знать также хорошо, как и о том положительном, что привело к записи лучших страниц Агни-Йоги.
Рассматривая вопрос шире, мы легко можем увидеть некоторые те же самые наклонности и в поведении Е.П. Блаватской, но это, конечно, также никак не отменяет достоинств лучших страниц Тайной Доктрины:
«Все, что теперь происходит, вызвано самой Е.П.Б., и вам, мой друг и брат, открою ее недостатки... хотите ли вы знать, насколько она виновата? Знайте тогда, что если она когда-либо была виновата в настоящем действительном обмане из-за этого «усердия», то это было, когда при совершении феноменов, за исключением таких пустяковых, как стук и звук колокольчика – постоянно отрицала, что она лично имеет к ним какое-либо отношение… Согласно нашим правилам М. не разрешалось запрещать ей такой образ действий. Короче говоря, ей должна была быть предоставлена полная свобода действий, свобода создавать причины, которые в должное время стали ее бедствием, ее позорным столбом. Он мог, в лучшем случае, запретить ей производить феномены, и к этой последней крайности он прибегал так часто, как только мог, к великому недовольству ее друзей и теософов. Было ли это или есть недостаток умственной восприимчивости в ней? Несомненно – нет! Это психологическая болезнь, над которой у нее мало власти. Ее импульсивная натура, как вы правильно заключили в вашем ответе, всегда готова увлечь ее за пределы истины в область преувеличений, тем не менее безо всякой тени подозрения, что она этим обманывает своих друзей и злоупотребляет великим их доверием к ней». Письма Махатм, Письмо 91. К.Х. - Синнетту. Октябрь 1882 г.
Сама Е. П. Блаватская, например, считала, что основная часть знаменитого "Света на Пути" продиктована истинным Адептом, но все остальное присовокуплено внутренним сознанием самой Мейбл Коллинз.
Поэтому, пока мы не поймем, что Елена Блаватская, Мейбл Коллинз, Франчиа ла Дью, Елена и Николай Рерихи, Элизабет Хейч, Конкордия Антарова, как и многие другие из тех, кто в своей жизни соприкоснулся с мыслью Сознаний более высокой эволюции, хоть и имели развитые духовные стремления, но в той или иной степени оставались людьми своего времени, со своими недостатками, мы не найдем честного понимания того, чему учит опыт их жизни.
Именно положительный и отрицательный опыт их жизни ценен тем, что они, каждый в своей степени, послужили проводниками духовных знаний для всего человечества.
В случае Рерихов, можно легко проследить шаг за шагом, как сами Рерихи, их ученики и лидеры РД, часто с самыми благими намерениями подражая поступкам Основателей, с непререкаемым фанатизмом и отсутствием разумного распознавания широко создали движение, основанное на мифе в величие Рерихов, – но ведь это же прямой путь к тоталитарному сектантству и как же это далеко от общин, завещанных Агни-Йогой!
И почти никто из среды рериховского движения во всем этом не видит фактов самообольщения и не желает их исследовать?!!!
Необходимо очищение самых губительных представлений, которые накопились вокруг Агни-Йоги. Губительных в буквальном смысле слова, а не в метафорическом. Необходима проверка текстов Агни-Йоги и отделение реального знания от пустого пафоса и туманных витиеватых определений.
Это необходимо прежде всего для тех, кто тяжко переживает появление записей Е. Рерих 50х годов, для кого рушится мир их представлений и кто стремиться найти опору, каким-то образом объяснив себе появление этих записей Е. Рерих.
Похоже, что наша эпоха такова, что знание высших реальностей бытия чрезвычайно нужно человечеству. Всеобщий фанатизм современной жизни в религиях, политике, убеждениях рождается из того факта, что современная наука не в состоянии дать смысл и опору человеческому существованию. Не имея другой опоры, человек стремиться этот смысл выдумать.
Опасность того, что последователи, следуя эгоистическим побуждениям, сделают из каждого духовного откровения очередной культ, но не движение научно-обоснованного улучшения жизни, не может изменить ситуацию. Похоже, что Учителя человечества следуют целесообразности, т.е. стараются дать Знание, пользуясь любой допустимой возможностью.
Культы личностей, фанатизм и сектанство - это только неизбежный хвост пыли за появлением фрагментов нового Знания. Эта пыль рано или поздно осядет на плечи последователей и отяжелит их, доведя их представления до абсурда, и, как следствие, будет распознана в качестве неизбежных ошибок и заблуждений. И таким образом путь к свободному поиску истины вновь будет очищен.
Но вхождение в Мир нового Знания, новых Идей, которые направляют к Общему Благу ментальность человечества, не может быть остановлена.
Опираясь на евангелия фанатики создали культ Христа как Бога-сына. Тайная Доктрина пришла через Е.П. Блаватскую - и перессорились теософы. Разделились на не принимающие друг друга центры. Впали в самообольщение их лидеры, утверждающие, что напрямую состоят в Иерархической цепи общения с Махатмами. Агни-Йога пришла через Рерихов - и снова явилась секта.
Неужели же кто-то считает восторженное бездумное подобострастное поклонение перед обожествляемыми личностями - настоящим единением душ? Или же всех, кто поддерживает культ личностей Рерихов, кто впал в окончательное бездумное и безумное до фанатизма поклонение Рерихам, мы должны назвать добившимися единения перед ликом Учителя?
Так что без прозрения нет дальнейшего пути.
Но какие бы многочисленные вставки личных домыслов не присутствовали в книгах Агни-Йоги, красота мудрости, явленная на многих её страницах, на наш взгляд, не может быть умалена. Основа её, вдохновляющая дух, не может быть лжива, потому что «не бывает лживых легенд». Каждая такая легенда отражает высшую истину в своем зеркале. Но об этом убедительно может судить лишь внутренний голос исследователя эзотерического знания, именно его будхический принцип, способный на прямое восприятие истины.
Также необходимо отметить отдельно, что существует целый ряд явлений в жизни Рерихов, которые не получается пока объяснить с точки зрения современной науки. Это и явная левитация тяжелого стола, вокруг которого собирались члены круга Рерихов (Хорш утверждал, что именно это явление заставило его поверить Рерихам), и "волшебным образом" присылаемые тибетские монеты во время сеансов, и другие предметы; это и Камень, полученный Рерихами в 1923 году и события вокруг Камня, это и слова и выражения из языка «сензар» в записях Е.И., и наконец, совершенство мысли самой Агни-Йоги.
Но даже если относиться к текстам Агни-Йоги просто как к духовным литературным произведениям, то на наш взгляд, они должны быть отнесены к самым выдающимся произведениям, имеющимся в распоряжении человеческой цивилизации.
Поэтому, несмотря на поведение Рерихов как жестоких фанатиков своей веры, которой сами Рерихи слепо следовали до конца жизни, важно сохранить справедливое и непредвзятое отношение к тому ценному, что, несомненно, есть в Агни-Йоге. И при всём трагизме многого, что связано с жизнью Рерихов, Агни-Йога существует и несет образы величайшей надежды и мудрости Жизни.
Нужно очищать путь духовного познания истины, пока радость утверждения Жизни, радость действия, сотрудничества между последователями не зазвучит отчетливо, пока не появятся новые возможности преображения жизни. Нужно трудиться, мужественно пытаясь собрать части тела единой Истины. И когда-нибудь обязательно появится Оно – как солнце Новой Эры, настоящее прекрасное, стройное и системное Учение Жизни человечества, истинно отражающее законы бытия на всех его планах. "Нет религии выше Истины!"
-----------------------------------
* * *
С нашей точки зрения, все вышесказанное, лучше всего выражают следующие слова:
Великие Идеи управляют человечеством. Но закон кармы не может быть нарушен. Следствием этих двух утверждений является понимание, что не может быть на земле абсолютно чистого знания, записанного рукой Бога или Учителей.
Как передается в наше время знание, не нарушающее карму? Воспоминанием духа. Идеи высшей мудрости будят чаши накоплений. Души пробуждающиеся должны вспомнить.
Может ли кто-либо, воспитанный своей эпохой, быть совершенной личностью? Может ли он излечиться от всех пороков современности? Может ли он избежать всех ошибок? Может ли он стать кристальным проводником высшей мудрости, рукой Махатм, записывающей знание Махатм? Христос и Будда не писали книг. Поэтому не может быть явлено на земле и абсолютно чистого знания Махатм.
В каждом доступном на земле знании будет и начало несовершенства. Понимание этого позволит избежать фанатизма. Именно в этом ключе следует понимать жизни тех, кто принес человечеству записи, в которых отражается свет знания духа. Как правило, не избежали они и тяжелейших ошибок.
Тот, кто полагает, что записанные Веды, Тора, Библия, Трипитака, Коран, Тайная Доктрина, Агни-Йога, либо какой-нибудь другой существующий источник эзотерической мудрости избежали ошибок, – заблуждается. Тот, кто считает, что какой-либо источник эзотерической мудрости является стройным и полным Учением Жизни, – заблуждается.
Стройное системное Учение Жизни должны составить из того, что имеют, представители самого человечества. Именно представители самого человечества должны собрать части тела Осириса, олицетворяющего Истину, растерзанную невежеством.