До сегодняшнего дня ученым мало что известно о них. Клятва о неразглашении основных обрядовых тайн держалась очень крепко.
Мистерии
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Мистерии
Мисте́рии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.
До сегодняшнего дня ученым мало что известно о них. Клятва о неразглашении основных обрядовых тайн держалась очень крепко.
До сегодняшнего дня ученым мало что известно о них. Клятва о неразглашении основных обрядовых тайн держалась очень крепко.
phpBB [media]
phpBB [media]
phpBB [media]
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Очень советую посмотреть три части лекций, посвящённых мистериям всем тем кто хочет поближе узнать о мистицизме, о символизме греческих богов. Например элевсинские мистерии основаны на мифе о Персефоне, которая символизирует человеческую душу или его внутреннюю сущность. Персефона была дочерью Зевса и Деметры, то есть неба и земли. Человек - сын земли и неба, как часто приходилось слышать в том же даосизме. Похищение Персефоны Гадесом или как ещё его иначе называют Дионисом означает смерть человека и переход его в царство мёртвых, где брак между Персефоной (человеческой душой) и Дионисом или Гадесом (в Египте его звали осирисом)- хозяином царства мёртвых, или как его назвала Блаватская, - ночным солнцем, означал то, что человек и духовный мир становились одной сущностью. Муж и жена - одна плоть.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Рассказывается очень интересный миф про Диониса. Его по приданию пожирает раса титанов, ради приобретения человеческого естества, мы знаем что это произошло в середине третьей расы.
Ещё можно сказать про брак Персефоны и Диониса, что он является ассимиляцией буддхи и манаса.
Ещё можно сказать про брак Персефоны и Диониса, что он является ассимиляцией буддхи и манаса.
2. Руах продвигается эволюцией идей (!?).
2. Буддхи становится сознательным через нарастания, получаемые им от Манаса, при смерти человека после каждого нового воплощения. ТД1
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Из мифа про Диониса также говорится, что Зевс его трижды оживлял. В ТД2 сказано, что манас - это трижды очищенное золото. Ведь мир три раза разрушался. Первая раса была расой бессмертных.
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: Мистерии
В каком смысле бессмертных? Если бы они были бессмертными, то и сейчас еще бы были... 
Или погибли, когда мир разрушился? Не читала этот момент.

Или погибли, когда мир разрушился? Не читала этот момент.
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Первая Коренная Раса людей, бесполая и бессознательная, должна была быть сброшена и «сокрыта до известного времени»; то есть, Первая Раса вместо того, чтобы умереть, исчезла во Второй Расе, как переходят некоторые низшие жизни и растения в свое потомство. Это было всеобщее преображение. Первая Раса стала Второй Коренной Расой без того, чтобы породить ее или же создать ее, или умереть.
Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ст.3 шл.13
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: Мистерии
Cпасибо. Правда, здесь говорится о том, что не умерла вся Первая раса , а не о бессмертии отдельных представителей. Это другой смысл.
Почитала еще о Дионисе и Персефоне.
Сначала нашла, что Дионис был женат на Ариадне. Выучила и пела "Плач Ариадны" (Lacsiate mi morire) (музыка Монтеверде), где она, покинутая Тесеем, плачет на острове. И лишь затем ее встречает Дионис (это уже не в той музыке, а прочитала в Википедии).
И о Персефоне написано, что она была похищена Плутоном и стала его женой.
Где же место союзу Диониса и Персефоны?
Но потом нашла это.
"Дионис и Персефона
Ариадна является подругой Диониса почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога. Церемония мистического брака Диониса и Ариадны фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на античных надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в богиню Персефону, и Дионис тогда является олицетворением смерти.
Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Дионис является в союзе с богиней Персефоной, олицетворявшей растительность.
Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение — состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти, также естественно соединена с Дионисом. Мистический союз Диониса и Ариадны, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах.
В Элевсинских мистериях колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являются символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья."
http://zaumnik.ru/mifologija/misticheskij-dionis.html
Как сложно - Ариадна как бы воплощается в богиню Персефону...
Почитала еще о Дионисе и Персефоне.
Сначала нашла, что Дионис был женат на Ариадне. Выучила и пела "Плач Ариадны" (Lacsiate mi morire) (музыка Монтеверде), где она, покинутая Тесеем, плачет на острове. И лишь затем ее встречает Дионис (это уже не в той музыке, а прочитала в Википедии).
И о Персефоне написано, что она была похищена Плутоном и стала его женой.
Где же место союзу Диониса и Персефоны?
Но потом нашла это.
"Дионис и Персефона
Ариадна является подругой Диониса почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога. Церемония мистического брака Диониса и Ариадны фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на античных надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в богиню Персефону, и Дионис тогда является олицетворением смерти.
Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Дионис является в союзе с богиней Персефоной, олицетворявшей растительность.
Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение — состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти, также естественно соединена с Дионисом. Мистический союз Диониса и Ариадны, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах.
В Элевсинских мистериях колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являются символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья."
http://zaumnik.ru/mifologija/misticheskij-dionis.html
Как сложно - Ариадна как бы воплощается в богиню Персефону...
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Когда мы говорим об Ариадне, то сразу на ум приходит ее нить.hele писал(а):Как сложно - Ариадна как бы воплощается в богиню Персефону...
После смерти человека аурическое тело, которое
Так вот, это аурическое тело ещё называют сутратмой. Поэтому воплощение Ариадны в Персефону и символизирует ассимиляцию буддхи и манаса.ассимилирует сущность Буддхи и Манаса, и становится носителем этих духовных принципов, которые не объективны, и затем, при полном сиянии Атмы на нем, возносится как Манас-Тайджаси в Дэвачанское состояние.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Что самое невероятное в этих таинствах, так это то, что все кто проходил великие таинства (а их было очень много) никто и никогда так и не открыл всем тайный обряд. По свидетельствам очевидцев, выходившие после четырёх дней обряда были очень сильно поражены произошедшим и люди просто навсегда менялись, но никто и никогда так и не рассказал что же там происходило.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Можно, я думаю, привести слова Теона из Смирны, который говорил о философии в целом, как о посвящении в истинные таинства.
http://www.nsu.ru/classics/schole/3/3-2-theon.pdf
Полностью его сочинение здесь:Мы можем сравнить философию с посвящением в истинные таинства и с передачей истинных мистерий. Посвящение состоит из пяти частей. Первая — исходное очищение: ведь к участию в мистериях допускаются не все желающие, но некоторым объявляется о запрещении — тем, чьи руки нечисты и речи безрассудны; и остальным тоже нужно сперва пройти некоторое очищение. Вслед за очищением идет передача посвящения. Третьим будет так называемое обозрение (ἐποπτεία). Четвертой же ступенью, или целью обозрения, является повязывание головы и возложение венков, дабы посвященные могли передавать учение, быть факелоносцами, иерофантами или иными священниками. Пятая ступень венчает все предыдущие, и она состоит в дружбе с богом и в благой жизни вместе с божеством.
http://www.nsu.ru/classics/schole/3/3-2-theon.pdf
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии

Джон Кольер "дельфийская пифия"
Пифия (др.-греч. Πῡθία, лат. Pythia) — в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас.
Существует версия, что своими способностями пифии обязаны одурманивающим испарениям (пневма) идущим через трещину, вдыхая который они входили в транс. К этой версии, однако, относятся скептически.
В начале 1900-х гг. английский геолог Адольф Пол Оппе посетил Дельфы, где велись в то время археологические раскопки. В результате раскопок никаких трещин и уж тем более газов найдено не было. А что касается пневмы, то вот что пишет Плутарх в "О ТОМ, ЧТО ПИФИЯ БОЛЕЕ НЕ ПРОРИЦАЕТ СТИХАМИ"
Как мы видим под пневмой древние философы вовсе не имели ввиду какие-то газы, а жизненную энергию. В разных местах ее называли разными именами: прана, нэфеш, ци... и т.д. На востоке существуют практики по работе с пневмой для развития сиддхи в том числе и дара пророчествовать.«Хотя и приятно слушать подобные речи, но я должен попросить вас выполнить обещанное — рассказать, почему Пифия перестала предсказывать гексаметрами и другими стихами; если вы согласны, отложим остальной осмотр, присядем здесь и послушаем, в чем здесь дело. Ведь история эта — сильное возражение против веры в оракул, как там ее не толкуй: или так, будто Пифия больше не приближается к месту, где пребывает божество; или так, будто уже полностью угасла в ней пневма и истощилась сила».
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
В даосизме тело представляется как сгусток мирового дыхания или жизненной энергии (ци). Чжуан-цзы говорил, что даос «не смотрит глазами и не слышит ушами», но внимает «жизненными токами», предвосхищая мысли и чувства окружающих, постигая семена вещей.
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: Мистерии
Наверное, они (пифии) могли подключаться в этом состоянии к Хроникам Акаши?..
Говорят, ЕПБ могла читать оттуда...
Говорят, ЕПБ могла читать оттуда...
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
Можно называть это по-разному.hele писал(а):Наверное, они (пифии) могли подключаться в этом состоянии к Хроникам Акаши?..
Вот что я нашёл у Плотина по этому поводу:
Здесь также упоминается пневма и божественная сфера эйдософ.Итак, присмотримся, и если действительно обнаружим в направляющих нас энергиях ту же устремленность к умопостигаемому, эйдетическому началу, которая явственно проявляется в нашей природе, то, значит, поиски завершены и в разумной области мировой Души мы нашли и источник миропорядка, и родину наших добродетелей. Эннеады 1:2.
Каждый освещает темноту как может
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
- Откуда: Карелия
Re: Мистерии
В даосизме существует ряд практик, называемых "Золотая пилюля". Они основаны на работе с той самой пневмой (праной, ци, нэфеш и т.д.), визуализацией на йидам (этому много уделял в своих трудах падмакара) и ведущих к бессмертию, полному прозрению у буддистов или к великому пределу по Конфуцию. В Индии известна как пранаяма (имеется ввиду настоящая).
Каждый освещает темноту как может
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: Мистерии
phpBB [media]
phpBB [media]
phpBB [media]
Надеюсь, это те самые лекции, ссылки на которые были в первом посте и которые по обыкновению youtube перестали однажды существовать... а теперь кем-то лекции снова добавлены.
Еще раз об Ариадне и Персефоне и о том, что это одно...
"Ариадна и Персефона, по сути, одна и та же богиня. Семела — их человечески-душевное отражение. Физически Великая Мать Ариадны — Земля, растительно — Деметра, по животно-человеческой плодовитости — Афродита. Люди III тысячелетия до Р.Х. предпочитали Афродиту, и только во II тысячелетии они стали больше тяготеть к Деметре."
http://www.sno.pro1.ru/lib/lauenstein/15.htm
Есть еще и Семела... "Семела — четвёртая[2] дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса[3]. " (Вики)
То есть Семела мать Диониса, который супруг Ариадны-Персефоны.
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Re: Мистерии
Орфические гимны
ГИМН ПЕРСЕФОНЕ
О, гряди, Ферсефона, рожденная Зевсом великим,
Единородная, жертвы прими благосклонно, богиня!
Ты, жизнетворная, мудрая, ты, о супруга Плутона,
Ты под путями земными владеешь вратами Аида,
Ветка святая Деметры, в прелестных кудрях Праксидика,
Ты Евменид породила, подземного царства царица,
Дева, рожденная Зевсовым семенем неизречимым.
Мать Евбулея, чей образ изменчив, гремящего страшно,
Сверстница Ор светоносная, в блеске красы несказанной,
О вседержащая дева, плодами обильная щедро,
Смертным одна ты желанна, рогатая, в блеске прекрасном.
Вешней порою на радость тебе дуновения с луга,
Тело святое твое указуют зеленые всходы,
Осенью вновь похищаема ты для брачного ложа,
Ты одна — и жизнь, и смерть для людей многобедных,
Ферсефона — всегда ты «несешь» и всегда «убиваешь».
Внемли, блаженная, из-под земли урожай посылая,
Дай процветание в мире, здоровье с целящею дланью,
Благополучную жизнь, что под тяжкую старость приходит
В царство твое, о царица, к Плутону, чья благостна сила.
ГИМН ПЕРСЕФОНЕ
О, гряди, Ферсефона, рожденная Зевсом великим,
Единородная, жертвы прими благосклонно, богиня!
Ты, жизнетворная, мудрая, ты, о супруга Плутона,
Ты под путями земными владеешь вратами Аида,
Ветка святая Деметры, в прелестных кудрях Праксидика,
Ты Евменид породила, подземного царства царица,
Дева, рожденная Зевсовым семенем неизречимым.
Мать Евбулея, чей образ изменчив, гремящего страшно,
Сверстница Ор светоносная, в блеске красы несказанной,
О вседержащая дева, плодами обильная щедро,
Смертным одна ты желанна, рогатая, в блеске прекрасном.
Вешней порою на радость тебе дуновения с луга,
Тело святое твое указуют зеленые всходы,
Осенью вновь похищаема ты для брачного ложа,
Ты одна — и жизнь, и смерть для людей многобедных,
Ферсефона — всегда ты «несешь» и всегда «убиваешь».
Внемли, блаженная, из-под земли урожай посылая,
Дай процветание в мире, здоровье с целящею дланью,
Благополучную жизнь, что под тяжкую старость приходит
В царство твое, о царица, к Плутону, чья благостна сила.
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
-
- Сообщения: 225
- Зарегистрирован: 20 апр 2018, 21:44
Мистерии
Мистерии.
Греческие телетейи (teletai), или завершения, празднества посвящения или Таинства. Это были ритуалы, обычно державшиеся в тайне от профанов и непосвящённых, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была не чем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвящёнными эскулапского культа змия, как вакханки были посвящёнными Диониса; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями. Священные Мистерии разыгрывались в древних храмах посвящёнными иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте «группой хранителей тайн», как м-р Бонвик называет иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках. Рассказывая о мистериях, разыгрываемых на Филэ (остров на Ниле), он говорит, что «в этих тёмных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, тогда как торжественный гимн посвящения отдавался эхом в обширном пространстве этих скальных тайников». Слово «мистерии» произошло от греческого muô, «закрывать рот», и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, мистерии как школы этики были высоко религиозными, нравственными и благотворными. Греческие мистерии – таинства Цереры и Вакха – были лишь подражаниями египетским; и автор книги «Egyptian Belief and Modern Thought» сообщает, что наше «слово chapel или capella есть, как утверждают, Caph-El, или школа Эла, Солнечного божества». С Мистериями связаны знаменитые кабиры. Короче говоря, Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их жизни. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины (ТС).
========================================
Но не стоит думать, что тайные культы, а также деятельность религиозных объединений в целом имели исключительно такой характер или были ограничены рамками социального класса, вовсе нет. В Империи были религиозные братства, общины и клубы — thiasi[1], erani[2] и orgeones[3] — различных типов и для всех возможных сословий. К тому же существовали общества взаимопомощи, традиционные компании, собирающиеся за обеденным столом, похоронные клубы — прототипы наших нынешних масонских лож, тайных братств и прочее. Эти религиозные общества были тайными не только в том смысле, что их не поддерживало государство, но главным образом потому, что их внутренняя деятельность держалась в тайне. Вероятно, сегодня это главная причина отсутствия сведений о них.
К таким организациям следует причислять не только низшие формы различных культов-мистерий, но и высшие, такие, как мистерии Изиды, фригийские, вакхические, митрийские мистерии, которые были распространены по всей Империи. Примечателен тот факт, что, например, знаменитые Элевсинии, будучи культовым государственным институтом, по своему религиозному укладу и традициям были менее глубокими, чем многие другие.
Кроме того, не следует думать, что упомянутые высшие формы мистерий были единообразны внутри самих себя. Как правило, они подразделялись на различные ступени и ранги, которые, в свою очередь, имели несколько форм каждой традиции — добрую, злую и нейтральную. Например, мы знаем, что для респектабельного гражданина Афин de rigueur[4] означало быть посвящённым в Элевсинские мистерии, и, следовательно, испытания не могли быть слишком строгими. В то время как самая последняя работа по обрядам посвящения, ?«De Apuleio Isiacorum Mysteriorum Teste» доктора ?К.Х.Э. Де Йонга (Лейден, 1900), показывает, что в одной из форм мистерий Изиды кандидата приглашали на инициацию с помощью сновидений; иначе говоря, в момент посвящения он должен был быть психически невосприимчивым.
Здесь, следовательно, мы имеем обширную промежуточную область религиозных проявлений между наиболее популярными и неорганизованными формами тайных культов и их высшими формами, к которым можно было приблизиться лишь посредством дисциплины и определённой философской подготовки. На самой высокой ступени этих тайных институтов стояли самые достойные люди Империи, многим из которых воздавали хвалу величайшие мыслители Греции и Рима. Здесь, как уже отмечалось, посвящённые находили такое удовлетворение своим религиозным чувствам, которое им было необходимо. Среди них были и те, кто поднялся в высокую сферу чистого разума, и те, кто не смог достичь в этом смысле определённых вершин. Официальные культы, как известно, были не способны раскрыть такие горизонты, и посвящённые терпели их в качестве средства сохранения традиционного уклада жизни города или государства.
По общему согласию наиболее добродетельные люди Греции, как мужчины, так и женщины, являлись членами пифагорейских школ. После смерти основателя пифагорейцы, похоже, постепенно смешались с орфическими общинами и понятие «орфическая жизнь» стало общепризнанным символом жизни в чистоте и самоотречении. Мы также знаем, что орфики и, следовательно, пифагорейцы принимали активное участие в реформации, возможно, и в полном реформировании вакхических и элевсинских ритуалов. Похоже, они вернули вакхическому культу его чистое начало, вновь установив, или возродив, иакхические мистерии. Совершенно очевидно, что столь непреклонные люди и глубокие мыслители не могли довольствоваться низшей формой культа. Их влияние повсеместно распространилось и в вакхических кругах. Вероятно, поэтому Еврипид вкладывает в уста хора вакхических посвящённых следующие слова: «Одетый в белые одежды, я спешу от бытия смертных людей и никогда не приближусь к вазе смерти, ибо вкусил пищи, таящейся в душе»[5]. Такое можно было услышать от брахманического или буддийского аскета, жаждущих разорвать узы сансары. Поэтому было бы несправедливо смешивать подобных людей с непристойными гуляками — именно так обычно представляют вакхическую компанию.
Источник: Мид Дж. Р. С. - Аполлоний Тианский. Часть 2
Греческие телетейи (teletai), или завершения, празднества посвящения или Таинства. Это были ритуалы, обычно державшиеся в тайне от профанов и непосвящённых, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была не чем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвящёнными эскулапского культа змия, как вакханки были посвящёнными Диониса; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями. Священные Мистерии разыгрывались в древних храмах посвящёнными иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте «группой хранителей тайн», как м-р Бонвик называет иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках. Рассказывая о мистериях, разыгрываемых на Филэ (остров на Ниле), он говорит, что «в этих тёмных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, тогда как торжественный гимн посвящения отдавался эхом в обширном пространстве этих скальных тайников». Слово «мистерии» произошло от греческого muô, «закрывать рот», и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, мистерии как школы этики были высоко религиозными, нравственными и благотворными. Греческие мистерии – таинства Цереры и Вакха – были лишь подражаниями египетским; и автор книги «Egyptian Belief and Modern Thought» сообщает, что наше «слово chapel или capella есть, как утверждают, Caph-El, или школа Эла, Солнечного божества». С Мистериями связаны знаменитые кабиры. Короче говоря, Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их жизни. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины (ТС).
========================================
Но не стоит думать, что тайные культы, а также деятельность религиозных объединений в целом имели исключительно такой характер или были ограничены рамками социального класса, вовсе нет. В Империи были религиозные братства, общины и клубы — thiasi[1], erani[2] и orgeones[3] — различных типов и для всех возможных сословий. К тому же существовали общества взаимопомощи, традиционные компании, собирающиеся за обеденным столом, похоронные клубы — прототипы наших нынешних масонских лож, тайных братств и прочее. Эти религиозные общества были тайными не только в том смысле, что их не поддерживало государство, но главным образом потому, что их внутренняя деятельность держалась в тайне. Вероятно, сегодня это главная причина отсутствия сведений о них.
К таким организациям следует причислять не только низшие формы различных культов-мистерий, но и высшие, такие, как мистерии Изиды, фригийские, вакхические, митрийские мистерии, которые были распространены по всей Империи. Примечателен тот факт, что, например, знаменитые Элевсинии, будучи культовым государственным институтом, по своему религиозному укладу и традициям были менее глубокими, чем многие другие.
Кроме того, не следует думать, что упомянутые высшие формы мистерий были единообразны внутри самих себя. Как правило, они подразделялись на различные ступени и ранги, которые, в свою очередь, имели несколько форм каждой традиции — добрую, злую и нейтральную. Например, мы знаем, что для респектабельного гражданина Афин de rigueur[4] означало быть посвящённым в Элевсинские мистерии, и, следовательно, испытания не могли быть слишком строгими. В то время как самая последняя работа по обрядам посвящения, ?«De Apuleio Isiacorum Mysteriorum Teste» доктора ?К.Х.Э. Де Йонга (Лейден, 1900), показывает, что в одной из форм мистерий Изиды кандидата приглашали на инициацию с помощью сновидений; иначе говоря, в момент посвящения он должен был быть психически невосприимчивым.
Здесь, следовательно, мы имеем обширную промежуточную область религиозных проявлений между наиболее популярными и неорганизованными формами тайных культов и их высшими формами, к которым можно было приблизиться лишь посредством дисциплины и определённой философской подготовки. На самой высокой ступени этих тайных институтов стояли самые достойные люди Империи, многим из которых воздавали хвалу величайшие мыслители Греции и Рима. Здесь, как уже отмечалось, посвящённые находили такое удовлетворение своим религиозным чувствам, которое им было необходимо. Среди них были и те, кто поднялся в высокую сферу чистого разума, и те, кто не смог достичь в этом смысле определённых вершин. Официальные культы, как известно, были не способны раскрыть такие горизонты, и посвящённые терпели их в качестве средства сохранения традиционного уклада жизни города или государства.
По общему согласию наиболее добродетельные люди Греции, как мужчины, так и женщины, являлись членами пифагорейских школ. После смерти основателя пифагорейцы, похоже, постепенно смешались с орфическими общинами и понятие «орфическая жизнь» стало общепризнанным символом жизни в чистоте и самоотречении. Мы также знаем, что орфики и, следовательно, пифагорейцы принимали активное участие в реформации, возможно, и в полном реформировании вакхических и элевсинских ритуалов. Похоже, они вернули вакхическому культу его чистое начало, вновь установив, или возродив, иакхические мистерии. Совершенно очевидно, что столь непреклонные люди и глубокие мыслители не могли довольствоваться низшей формой культа. Их влияние повсеместно распространилось и в вакхических кругах. Вероятно, поэтому Еврипид вкладывает в уста хора вакхических посвящённых следующие слова: «Одетый в белые одежды, я спешу от бытия смертных людей и никогда не приближусь к вазе смерти, ибо вкусил пищи, таящейся в душе»[5]. Такое можно было услышать от брахманического или буддийского аскета, жаждущих разорвать узы сансары. Поэтому было бы несправедливо смешивать подобных людей с непристойными гуляками — именно так обычно представляют вакхическую компанию.
Источник: Мид Дж. Р. С. - Аполлоний Тианский. Часть 2
phpBB [media]
-
- Администратор
- Сообщения: 11499
- Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53
Мистерии
Если говорить об Элевсинских мистериях, то в первый день, священные объекты переносились из Элевсина к храм Деметры в Афинах, Элевсинион. Элевсин находится в 20 километрах к северо западу от Афин.
Во второй день, жрецы, иерофанты, объявляли о начале обрядов.
В Элевсине, также был храм в честь Деметры, Телестерион.
Во второй день, жрецы, иерофанты, объявляли о начале обрядов.
В Элевсине, также был храм в честь Деметры, Телестерион.
В центре Телестериона был Анакторон ('дворец'), маленькое строение из камня, в которое могли входить только иерофанты, в нём сохранялись священные объекты.