ЭТО ИНТЕРЕСНО

Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5131
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Татьяна »

За существование гениев человечество платит огромную цену
Татьяна Черниговская

Изображение

Нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук Татьяна Черниговская прочитала для проекта «Сноб. Диалоги» лекцию «Как интернет изменил наш мозг», в которой развеяла популярные стереотипы о работе мозга и рассказала, почему «Гугл» и онлайн-образование не так полезны, как кажутся. Мы приводим краткий конспект лекции

Что нужно знать о мозге в первую очередь

Рецепт мозга выглядит так: 78% воды, 15% жира, а остальное — белки, гидрат калия и соль. Нет ничего более сложного во Вселенной из того, что мы знаем и что сопоставимо с мозгом вообще. Прежде чем перейти непосредственно к теме, как интернет изменил наш мозг, я расскажу, исходя из современных данных, про то, как мозг учится и как он меняется.
Можно сказать, что сейчас началась мода на исследования мозга и сознания. Особенно сознания, хотя это опасная территория, потому что никто не знает, что это такое. Худшее, а оно же и лучшее, что можно по этому поводу сказать, это что я знаю, что я есть. Это на английском называется first firsten experience, то есть впечатления от первого лица. Это то, мы надеемся, чего нет почти ни у каких животных и пока нет у искусственного интеллекта. Однако я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл. Об этом, конечно, понятно, снимаются фильмы и т. д. Помните «Превосходство» с Джонни Деппом, о том, как человек, умирая, подключил себя к сети? На премьере этого фильма в Петербурге я во время показа услышала за спиной, как один человек другому говорит: «Сценарий писала Черниговская».
Тема мозга стала популярной, люди стали понимать, что мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
То есть он оказался у нас в черепной коробке, в этом смысле мы можем называть его «мой». Но он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

Изображение

Как вы думаете, какое количество энергии потребляет мозг? 10 Ватт. Я даже не знаю, есть ли такие лампочки. Вероятно, в холодильнике. Лучшие из мозгов в лучшие из своих креативных мгновений потребляют, скажем, 30 Ватт. Суперкомпьютеру нужны мегаватты, настоящие мощные суперкомпьютеры потребляют энергию, которая нужна для электрификации небольшого города. Из этого следует, что мозг работает каким-то совершенно другим способом, нежели компьютер. Это наталкивает нас на мысли о том, что, если бы мы узнали все-таки, как он действует, это бы повлияло на все сферы нашей жизни, включая даже энергетическую — можно было бы пользоваться меньшим количеством энергии.
В прошлом году все компьютеры мира сравнялись по производительности с одним человеческим мозгом. Вы понимаете, какую длинную дорогу проделала эволюция мозга? Неандертальцы по прошествии некоторого времени превратились в Канта, Эйнштейна, Гете и дальше по списку. За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.
Мы хотим, чтобы все были нормальными. Но норма — это не только то, что упирается в патологию, но и то, что упирается в другую патологию с противоположной стороны — гениальность. Потому что гениальность — не норма. И, как правило, эти люди дорогой ценой свою гениальность оплачивают. Из них огромный процент людей, которые либо спиваются, либо с собой кончают, или шизофрения, или что-нибудь у них непременно есть. И это огромная статистика. Это не бабушкины разговоры, на самом деле так.

Изображение

В чем разница между мозгом и компьютером

Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь. За те минуты, которые мы сейчас говорили, мозг всех нас, мой, разумеется, тоже, уже перестроился. Главная работа мозга — учиться. Не в узком, банальном смысле — вроде знать, кто такой Драйзер или Вивальди, а в самом широком: он поглощает информацию все время.
В нас больше ста миллиардов нейронов. В разных книжках разные цифры приведены, да и как их сосчитаешь всерьез. У каждого из нейронов, в зависимости от типа, может быть до 50 тысяч связей с другими частями мозга. Если кто умеет считать и сосчитает, он получит квадриллион. Мозг — это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации — это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра! Это ответ на вопрос, не перегрузим ли мы мозг, если мы будем потреблять «лишнюю» информацию. Мы его можем перегрузить, но не «лишней» информацией. Для начала, что такое информация для самого мозга? Это не только знания. Он занят движениями, занят перемещением калия и кальция через клеточную мембрану, тем, как работают почки, что делает гортань, как меняется состав крови.
Мы знаем, конечно, что в мозгу есть функциональные блоки, что есть какая-то локализация функций. И мы думаем, как дурачки, что если мы делаем языковую работу, то в мозгу будут активированы зоны, которые заняты речью. Так вот нет, не будут. То есть они будут задействованы, но остальные участки мозга тоже будут принимать в этом участие. Внимание и память в этот момент будут работать. Если задание зрительное, значит, зрительная кора тоже будет работать, если слуховое — то слуховая. Ассоциативные процессы тоже всегда будут работать. Одним словом, во время выполнения какой-либо задачи в мозге не активируется какой-то отдельный участок — мозг всегда работает весь. То есть участки, которые за что-то отвечают, вроде бы есть, и в то же время их как бы нет.
У нашего мозга иначе организована память, нежели у компьютера — она организована семантически. То есть, скажем, информация о собаке вовсе не лежит в том месте, где собрана наша память о животных. Например, вчера пес опрокинул чашку кофе на мою желтую юбку — и навсегда у меня собака этой породы будет ассоциироваться желтой юбкой. Если я в каком-нибудь простом тексте напишу, что такая собака у меня ассоциируется с желтой юбкой, мне поставят диагноз слабоумие. Потому что по земным правилам собака должна находиться среди других собак, а юбка — рядом с кофточкой. А по правилам божественным, то есть мозговым, воспоминания в мозгу лежат где хотят. Для того чтобы вы в компьютере что-нибудь нашли, вы должны указать адрес: папка такая-то, файл такой-то, а в файле набрать ключевые слова. Мозгу тоже нужен адрес, но он указывается совсем другим способом.
В нашем мозгу большинство процессов идет параллельно, в то время как компьютеры имеют модули и работают сериально. Нам лишь кажется, что компьютер выполняет много работ одновременно. На самом деле он просто очень быстро скачет с задачи на задачу.
Кратковременная память у нас организована не так, как в компьютере. В компьютере есть «железо» и «софт», а в мозгу hardware и software нераздельны, это какая-то смесь. Можно, конечно, решить, что hardware мозга — это генетика. Но те программы, которые наш мозг качает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся железом. То, чему вы научились, начинает влиять на гены.
Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело — уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью. У компьютера этого тела нет.

Изображение

Как виртуальная реальность меняет мозг

Если мы сидим все время в интернете, то появляется то, что в мире признано болезнью, а именно компьютерная зависимость. Ее лечат те же специалисты, которые лечат наркоманию и алкоголизм, и вообще разные мании. И это правда настоящая зависимость, а не просто пугалка. Одна из неприятностей, возникающая при компьютерной зависимости, — лишение социального общения. У таких людей не разрабатывается то, что сейчас считается одной из последних (и то ускользающих) привилегий человека по сравнению со всеми другими соседями по планете, а именно способности строить модель психики другого человека. На русском языке нет хорошего термина для этого действия, по-английски это называется theory of mind, что часто по-идиотски переводится как «теория ума» и ничего общего с этим не имеет. Но на самом деле это означает способность посмотреть на ситуацию не своими глазами (мозгом), а глазами другого человека. Это основа коммуникации, основа обучения, основа сопереживания, эмпатии и т. д. И это настройка, которая появляется, когда человека учат этому. Это чрезвычайно важная вещь. Те люди, у которых эта настройка отсутствует полностью, — больные аутизмом и пациенты с шизофренией.
Сергей Николаевич Ениколопов, большой специалист по агрессии, говорит: ничто не заменит дружеский подзатыльник. Он глубоко прав. Компьютер покорен, его можно выключить. Когда человек уже всех «переубивал» в интернете, подумал, что надо пойти котлету съесть, выключил компьютер. Включил — а они опять живые там бегают. Такие люди лишаются навыка социального общения, они не влюбляются, они не знают, как это делать. И вообще беда с ними происходит.
Компьютер — это хранилище внешней информации. А когда появились внешние носители информации, началась человеческая культура. До сих пор идут споры: кончилась биологическая эволюция человека или нет. И, между прочим, это вопрос-то серьезный. Генетики говорят, кончилась, потому что все остальное, что в нас развивается, — это уже культура. Мое возражение генетикам такое: «А вы откуда знаете, если не секрет?» Мы сколько живем на планете? Значит, даже если забыть про культуру вообще, то люди современного типа живут 200 тысяч лет. Муравьи, например, живут 200 миллионов лет, по сравнению с ними наши 200 тысяч лет — это миллисекунда. А когда наша культура началась? Хорошо, 30 тысяч лет назад, я согласна даже на 50, на 150 тысяч, хотя этого не было. Это вообще мгновение. Давайте проживем хотя бы еще миллион лет, тогда и посмотрим.
Хранилище информации становится все более и более сложным: все эти облака, в которых висят наши данные, видеотеки, кинотеки, библиотеки, музеи растут каждую секунду. Что с этим делать, никто не знает, потому что эту информацию невозможно переработать. Количество статей, связанных с мозгом, превышает 10 миллионов — их просто нельзя прочесть. Каждый день штук десять выходит. Ну, и что мне делать теперь с этим? Доступ к этим хранилищам становится все более сложным и дорогим. Доступ — это не читательский билет в библиотеку, а образование, которое человеку дают, и представление о том, как эту информацию добыть и что с ней сделать. А образование становится все более длительным и все более дорогим. Неважно, кто платит: сам студент или государство, или спонсор — не в этом дело. Оно объективно очень дорогое. Поэтому мы избежать контакта с виртуальной средой уже не можем. Мы оказались в мире, который не просто целиком из информации состоит — это жидкий мир. Это не просто метафора, в ходу термин fluid world. Жидкий потому, что один человек может быть представленным в десяти лицах, в десяти никнеймах, при этом мы не знаем, где он находится. Более того, знать не хотим. Какая разница, в Гималаях он сидит в данный момент, в Перу или в соседней комнате, или он вообще нигде не сидит и это симуляция?
Мы оказались в мире, который стал непонятным объектом: неизвестно, кем он населен, все ли в нем живые люди или нет.
Мы считаем: как хорошо, что у нас есть возможность дистанционного обучения — это ведь доступ ко всему на свете! Вот только такое обучение требует очень тщательного отбора того, что брать, а что не брать. Вот история: я недавно купила авокадо, собираясь сделать соус гуакамоле, и забыла, как его делать. Что туда класть надо? Можно его вилкой, например, помять или блендером обязательно? Я, естественно, лезу в «Гугл», полсекунды — получаю ответ. Понятно, что это неважная информация. Если мне интересно будет узнать, какая грамматика была у шумеров, последнее место, куда я полезу, будет «Википедия». Значит, я должна знать, где искать. Вот тут-то перед нами встает вопрос, неприятный, но важный: насколько цифровые технологии меняют нас самих?

Изображение

В чем проблема «гугления» и онлайн-образования

Любое обучение стимулирует наш мозг. Даже идиотическое. Под словом «обучение» я не имею в виду сидение в классе и чтение учебников, я имею в виду, любая работа, которая делается мозгом и которая сложна ему, данному мозгу. Искусство передается от мастера к ученику, от личности к личности. Нельзя учиться кулинарии по книжке — ничего не выйдет. Для этого нужно стоять и смотреть, что и как делает другой. У меня есть чудный опыт. Я была в гостях у приятеля, и его мать сделала пирожки, которые едят только на небесах. Я не понимаю, как это можно было испечь. Я ей говорю: «Продиктуйте мне, пожалуйста, рецепт», что не говорит о моем уме. Она мне продиктовала, я это все записала, исполнила точно… и выбросила на помойку все! Есть было невозможно. Вкус к чтению сложной, интересной литературы невозможно привить дистанционно. Человек идет учиться искусству к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и драйв получить. Есть много факторов, которые электроны не передают. Даже если эти электроны передаются в формате видеолекции, все равно не то. Пожалуйста, пусть 500 миллиардов человек получит это дистанционное обучение. Но я хочу, чтобы сотня из них получила обычное образование, традиционное. Мне сказали на днях: принято решение, что дети скоро вообще не будут писать рукой, а будут только на компьютере печатать. Письмо — мелкая моторика не просто для рук, это моторика правильного места, которое, в частности, связано с речью и с самоорганизацией.
Есть некоторые правила, которые касаются когнитивного и креативного мышления. Одно из них — нужно снять когнитивный контроль: перестать оглядываться и бояться ошибок, не смотреть, как что делают соседи, перестать себя корить: «Наверное, я этого не могу делать, в принципе не могу сделать, не стоит и начинать, я недостаточно подготовлен». Пусть мысли текут, как текут. Они сами притекут туда, куда надо. Мозг не должен быть занят вычислительной работой, как калькулятор. В некоторых фирмах, которые могут себе это позволить (я знаю, что в Японии такие есть), на работу нанимают чумового человека, абсолютного хиппи по поведению. Он всем мешает, ненавидит всех, получает деньги ни за что, приходит не в костюме, как положено, а в каких-то драных джинсах. Он садится, где не надо, все опрокидывает, он курит, где никому не разрешено, а ему разрешено, вызывает мощнейшую негативную реакцию. А потом внезапно говорит: «Знаете, это надо сюда, а это сюда, а это сюда». Результат — прибыль 5 миллиардов.
Среднее число запросов в Google в 1998 году было 9,8 тысячи, сейчас их 4,7 триллиона. То есть вообще дикое количество. И мы наблюдаем то, что сейчас называется Google-эффект: мы сели на иглу приятности очень быстрого добывания информации в любой момент. Это ведет к тому, что у нас портится разного вида память. Рабочая память становится хоть и неплохой, но очень короткой. Google-эффект — это то, что получается, когда мы ищем at our fingertips, то есть как бы пальцем ткнул, вот оно — полезло. В 2011 году был проведен эксперимент, опубликованный в журнале Science: было доказано, что студенты, которые имеют постоянный и быстрый доступ к компьютеру (а сейчас это все, потому что планшеты у всех), могут запоминать гораздо меньшее количество информации, чем те, кто был студентом до этой эры. Это значит, что мозг с тех времен изменился. Мы храним в долговременной компьютерной памяти то, что должны были бы хранить в наших мозгах. Это значит, что наш мозг другой. Сейчас все идет к тому, что он становится придатком к компьютеру.
Мы зависим от какого-то тумблера, к отключению которого мы окажемся совершенно неподготовленными. Представляете, как высока наша степень зависимости от него? Чем больше «Гугла», тем меньше мы видим в нем «Гугла» — мы полностью ему доверяем. А вы с чего взяли, что он вам не врет? Вы, конечно, можете мне возразить на это: а с чего я взяла, что мне мозг мой не врет. И тут я замолкаю, потому что ни с чего не взяла, врет и мозг.
Полагаясь на интернет-технологии, на виртуальные миры, мы начинаем терять себя как личности. Мы уже не знаем, кто мы есть, потому что из-за никнеймов мы не понимаем, с кем общаемся. Может быть, вы думаете, что общаетесь с разными людьми, а на деле человек один вместо восьми имен, а то и вместо тридцати. Я не хочу быть воспринята как ретроград — я сама в компьютере провожу дикое количество времени. Недавно я купила себе планшет, и я себя спрашиваю: какого черта, почему я все время у них на игле, почему они мне подсовывают то Windows такой-то версии, то другой? Зачем я свои драгоценные клеточки — серенькие, беленькие, всех цветов — должна тратить на удовлетворение амбиций каких-то интеллектуальных уродов, которые технически хорошо подготовлены? Других вариантов, однако, нет. Пожалуй, на этой ноте и закончу.

14.10.15 / Москва
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Татьяна, интересно говорит (пишет) Черниговская, о нашем мозге...
Но мне почему-то кажется, что есть люди, изначально больше, чем она, приспособленые :-) к интернет... Люди разные, и с разными способностями и склонностями рождаются...
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5131
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Татьяна »

hele писал(а):Татьяна, интересно говорит (пишет) Черниговская, о нашем мозге...
Но мне почему-то кажется, что есть люди, изначально больше, чем она, приспособленые :-) к интернет... Люди разные, и с разными способностями и склонностями рождаются...
Да, это так. Интернетом все по-разному пользуются (т.е. у всех разный "запросы" к интернету), поэтому и "зависимость" не у всех одинаковая развивается. У кого-то, может, вообще не развивается.
Интересно было бы исследовать еще и такой вопрос - что станет делать тот или иной человек (группы людей), если на время лишить их интернета?
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Скорее, имела в виду не это. Зависимость от интернета, конечно, тоже проблема, хотя может быть с точки зрения таких людей, как Черниговская, т.е. старой закалки.
Тогда, всю практически молодежь можно считать зависимой. Или - это часть их мира общения, просто?..

Обратила бы внимание на это:
Татьяна писал(а):"Одна из неприятностей, возникающая при компьютерной зависимости, — лишение социального общения. У таких людей не разрабатывается то, что сейчас считается одной из последних (и то ускользающих) привилегий человека по сравнению со всеми другими соседями по планете, а именно способности строить модель психики другого человека".
Татьяна писал(а):"Мы оказались в мире, который не просто целиком из информации состоит — это жидкий мир. Это не просто метафора, в ходу термин fluid world. Жидкий потому, что один человек может быть представленным в десяти лицах, в десяти никнеймах, при этом мы не знаем, где он находится. Более того, знать не хотим. Какая разница, в Гималаях он сидит в данный момент, в Перу или в соседней комнате, или он вообще нигде не сидит и это симуляция?
Мы оказались в мире, который стал непонятным объектом: неизвестно, кем он населен, все ли в нем живые люди или нет".
Ей может быть это странно, но может быть рождаются уже те, в ком это и заложено, уже. Они не хотят строить модель психики другого человека или даже не умеют, у них не возникает почему-то такой потребности, в реале. Оказывается, это возможно и нужно виртуальной среде, раз эта среда как она говорит такое может формировать. Вернее, она, модель, строится всё же, не сразу, но строится, но на основе только письменности и визуального ряда, а также редких случаев аудиоконтактов, без физического восприятия тел... Соответственно, кто мало общается в интернете, для того такую модель построить нельзя. И вообще она иная, в отличие от модели, строящейся на основе контактов в реале.
Получается, есть люди, которые могут построить модель психики другого человека только общаясь в виртуале, тогда как в реале они этого сделать не могут (или не хотят, не специально, а спонтанно, в них так заложено почему-то).
И в виртуале можно строить эти модели психики не для каждого, а только для интересных тебе, вернее, они, модели, сами строятся спонтанно только для тоже спонтанно интересных тебе... трудно объяснить...
Может быть, это связано с тем, что в реале трудно встретить сразу много интересных тебе людей, чтобы вообще захотелось что-то такое о них в себе строить... или чтобы само строилось, что ли... Или - захотелось, по отношению к кому-то, а вот он (она) уже куда-то ушел, убежал, и находится вне твоего поля зрения, надолго. В виртуале же можно и найти...

Если для нее удивительно, что люди как бы заменяются никнеймами, в десяти лицах, и кто из них кто, и где они находятся, то для более развитых возможно это уже нормально, идет такое суперобщение никами. Но чувствуешь и людей за ними, тем не менее.

Еще.
Татьяна писал(а):"Нам лишь кажется, что компьютер выполняет много работ одновременно. На самом деле он просто очень быстро скачет с задачи на задачу."
И это прерогатива т.н. клипового мышления молодого поколения, пусть это (ее) не удивляет...
Как и сказала выше, возможно, люди уже рождаются сейчас с такими качествами, чтобы лучше соответствовать развивающейся сетевой среде, а не наоборот, что эти качества возникают в процессе общения с сетью...
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5131
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Татьяна »

hele писал(а): Если для нее удивительно, что люди как бы заменяются никнеймами, в десяти лицах, и кто из них кто, и где они находятся, то для более развитых возможно это уже нормально, идет такое суперобщение никами. Но чувствуешь и людей за ними, тем не менее.
Не все «чувствуют» людей за никами. Вернее сказать, большинство – не «чувствует». Это и практикой подтверждается. Сколько ошибок совершили люди, доверяясь неизвестным, скрывающимися за никами.
hele писал(а): И это прерогатива т.н. клипового мышления молодого поколения, пусть это (ее) не удивляет...
Мне показалось, что её это не удивляет, а беспокоит.
hele писал(а): …Как и сказала выше, возможно, люди уже рождаются сейчас с такими качествами, чтобы лучше соответствовать развивающейся сетевой среде, а не наоборот, эти качества возникают в процессе общения с сетью...
Сегодня по ОРТ была передача с участием Т.Черниговской. Говорили в основном о языках, как способе общения, но «попутно» затрагивали и другие темы (интернет, ЕГЭ, молодежь…).
О клиповом мышлении тоже говорили.
По-моему, клиповое мышление, это самая настоящая беда современности.
:
Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением.

Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
– восприятие окружающего мира;
– способность к анализу информации;
– систему морально-этических ценностей.

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».
«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок – больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».
Олег Фридман
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8011/
Помнится, много-много лет назад (еще в советское время) впервые увидела журнал «АМЕРИКА».
Яркий, красочный, в стиле «дайджест». В то время он мне понравился именно вот этой яркостью и необычностью стиля «дайджест».
Только сейчас я понимаю, что именно такие вот издания и способствуют появлению у людей клипового мышления.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Насчёт прогрессивности клипового мышления не настаиваю, с этим еще надо разбираться. О нем сказала заодно. Оно может быть состоит больше в том, что как бы тебе дают один кадр , намёк, а ты за ним мгновенно выстраиваешь смыслы, возможно и глубокие.
Больше заинтересовали другие аспекты, о которых написала в предыдущем посте.

Да, где-то никнеймы кажутся пустыми, ничего и никого практически за ними не чувствуешь. Впрочем, даже если напишут там и фамилии, все равно не чувствуешь. Это когда речь о больших площадках, типа Twitter, сайтах, соц. сетях. Комментарии на разных СМИ...
Или о незнакомых тебе форумах.

Но где-то как на нашей сети ники преисполняются смысла... для нас. И так для каждого сообщества, думаю.
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Абель »

Татьяна писал(а):
Не все «чувствуют» людей за никами. Вернее сказать, большинство – не «чувствует». Это и практикой подтверждается. Сколько ошибок совершили люди, доверяясь неизвестным, скрывающимися за никами.
Та ладно,большинство...Ну некоторые может, самолюбивцы.Скажете встретив в сети ник "Абель" вы совсем не обратите на него внимания и он ничего вам не навеит пусть и ассоциативно?
Платон это прозвище, означал сначала "толстяк или крепыш" а ныне Платон-Это ПЛАТОН!!! Не имя делает человека,а человек имя.
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5131
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Татьяна »

hele писал(а): Насчёт прогрессивности клипового мышления не настаиваю, с этим еще надо разбираться. О нем сказала заодно. Оно может быть состоит больше в том, что как бы тебе дают один кадр , намёк, а ты за ним мгновенно выстраиваешь смыслы, возможно и глубокие.
Это поможет только в том случае, когда у человека уже имеется «база данных», которую он сам создал в процессе обучения, самовоспитания и самообразования, но у человека с клиповым мышлением серьезных «баз данных» нет (я имею в виду углубленные знания), глубокие связи между клипами отсутствуют и смыслы выстраивать они не умеют. То есть, серьезно и глубоко думать, размышлять и анализировать они не умеют.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Да действительно важно , есть ли у человека что поставить за клипом, а у некоторых за некоторыми клипами может быть и пустота... Зато при должном настрое узнать что-то в жизни человек увидев тот или иной клип может начать углубляться по данному направлению , заинтересовавшись. Причём величину углубления он тоже может регулировать... чтобы не перегрузить свой мозг... или сознание.
Кстати, в том док. фильме " Сила мысли" , который представляла в теме Мозг, случайно преподнесенном по ТВ :-) , причём по хорошему каналу Культура, ставится вопрос, содержится ли сознание в мозге или вне него, и как будто приходят к выводу, что вне... Там есть и о случаях, когда переживающие клинич. смерть иногда чувствуют свой выход из тела...
Аватара пользователя
Анна_К
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 04 июл 2013, 12:56

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Анна_К »

https://www.youtube.com/watch?v=JDaphqu1Fsg - Индийские Веды и Россия. Жарникова Светлана - Цикл интервью

phpBB [media]


Светлана Жарникова раскрывает тайны утраченой истории славяно-ариев.

Изучение топонимов (название рек русского севера) привело к уверенности, что в их основе санскрит.

(нашла Drakosha, которая сообщила, что
"26 ноября умерла Светлана Жарникова")

21 минута: (специально для Вас, А.Пкул) - "не надо заигрывать с Бабой-Ягой. Она провожает жертву в другой мир - в народных представлениях. "Мы не знаем, с какими силами мы сталкиваемся. Надо остановить это любыми способами. Не надо открывать ящик Пандоры.Что мы на себя накликиваем таким образом. Надо оставить в покое Бабу Ягу". *по поводу объявления города Кириллова родиной Бабы-Яги".
Аватара пользователя
Татьяна
Сообщения: 5131
Зарегистрирован: 29 июн 2013, 01:48

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Татьяна »

hele писал(а):Да действительно важно , есть ли у человека что поставить за клипом, а у некоторых за некоторыми клипами может быть и пустота... Зато при должном настрое узнать что-то в жизни человек увидев тот или иной клип может начать углубляться по данному направлению , заинтересовавшись. Причём величину углубления он тоже может регулировать... чтобы не перегрузить свой мозг... или сознание...
В том-то и беда, что люди с клиповым мышлением не заинтересовываются и не углубляются. Они довольствуются той информацией, которую выдал им "клип" и априори считают её вполне исчерпывающей и достойной безусловного доверия. Раз приняв эту информацию, они уже не способны самостоятельно засомневаться в истинности её (потому что не умеют самостоятельно обдумывать и анализировать), неспособны самостоятельно начать искать альтернативу этой информации. Я видела таких людей, так что не голословно говорю.
Раз прочитав в "дайджестовом" журнале что-то о той или иной стране, о религии,... (да о чем угодно), они потом пересказывают эту информацию с такой непоколебимой уверенностью в ее непогрешимость, что сразу пропадает желание опровергать или что-то объяснить.
Задорнов как то сказал, что "у них файлы пустые"...
Думаю, что он тут немного ошибся.
Проблема не в том, что файлы пустые, а в том, что этих файлов очень много, но все они ограничены (по вместимости) и все заполнены "под самую завязку", но не тем, чем следовало бы их заполнять.
hele писал(а):Кстати, в том док. фильме " Сила мысли" , который представляла в теме Мозг, случайно преподнесенном по ТВ :-) , причём по хорошему каналу Культура, ставится вопрос, содержится ли сознание в мозге или вне него, и как будто приходят к выводу, что вне... Там есть и о случаях, когда переживающие клинич. смерть иногда чувствуют свой выход из тела...
Да, это уже можно назвать настоящим прогрессом (в сторону Теософических познаний).
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Volt »

Интересное о дронах. Оказывается его можно сбить радиоволной.

phpBB [media]
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Абель »

Volt писал(а):Интересное о дронах. Оказывается его можно сбить радиоволной.
Нас ждет война роботов...
Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 4633
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Volt »

Абель писал(а):Нас ждет война роботов...
Изображение
Каждый освещает темноту как может
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Сначала думала, сбивают какими-то новейшими методами, посмотрела - даже сетями и птицами... Над одним шествием видела дрон летал, наверное, делал съемку.
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Кроме АЙ, понятие психической энергии есть в психоанализе. Должно быть взаимосвязано... касается же одного- что у человека внутри, а точнее в его психике, психэ

"Психическая энергия — термин, предложенный З. Фрейдом для описания специфики перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта (или текущей деятельности) на другой" (Вики)

"В определении Мура — Файна соответствует «гипотетически существующей и <…> количественно измеримой энергии, лежащей в основе всякой активности психического аппарата и <…> всех психических проявлений»"

"Во фрейдистской трактовке термина, согласно Ч. Райкрофту (англ.), перемещения [внимания, интереса, привязанности] объясняются положением, согласно которому некоторые количества энергии является вложенными в психические представления (постоянные, в определённой мере, образы нечто, ранее уже воспринимавшегося или же сам процесс создания таких образов[4]) объектов, и эти самые количества разнятся в подвижности"

Если переложить проще своими словами, то в каждое наше психическое представление (образ) вложено некоторое количество энергии. И эти количества разные по степени подвижности. Скажем, один образ легче перемещается (изменяется) , чем другой. Или предположу легче доступен.

И тогда от этого зависит, как происходят "перемещения [внимания, интереса, привязанности] ".
Конечно, от понятия психической энергии в АЙ это отличается...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Вот и новые источники энергии получают распространение

"Китай стал третьей страной в мире, которая провела успешный испытательный полет самолета на водородных топливных элементах.
Самолет оснащен водородным топливным элементом, который вырабатывает мощность в 20 кВт, за счет чего осуществляется питание бортовых систем, электромотора, а также ведется подзарядка аккумуляторов.

"Кэчжи жибао" отмечает, что тестовые полеты собственных самолетов с водородными топливными элементами провели также США и Германия."

Не нужно будет дизельное и вообще бензиновое топливо...

" Первый водородный топливный элемент был изобретен уже в 1839 году Уильямом Гроув. С тех пор, водородные топливные элементы постепенно совершенствовались и в настоящее время они устанавливаются в космических челноках, снабжая их энергией и служа источником воды. Сегодня, технология водородных топливных элементов находится на грани появления их на массовом рынке, в автомобилях, домах и в портативных устройствах.

В водородном топливном элементе химическая энергия (в виде водорода и кислорода) преобразуется непосредственно (без горения) в электрическую энергию. Топливный элемент состоит из катода, электродов и анода. Водород подается в к аноду, где он разделяется на протоны и электроны. У протонов и электронов разные маршруты к катоду. Протоны движутся через электрод к катоду, а электроны чтобы добраться до катода проходят вокруг топливных элементов. Это движение создает в последствии используемую электрическую энергию. На другой стороне, протоны водорода и электроны в сочетании с кислородом, образуют воду."
http://www.tesla-tehnika.biz/vodorodnie ... menti.html
Ольга
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 09 ноя 2017, 20:04

Re: Калачакра

Сообщение Ольга »

Об Атлантиде и не только (перенесите, пожалуйста, на Ваше усмотрение)
Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 12116
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Абель »

А вы видимо не знаете как вставлять видео? Там в медиа надо вставлять.Это для того,чтоб можно было не только ютуб а и другие видео вставлять.Я на вокзале,не могу исправить,админы,сделайте ссылку пожалуйста правильно,а то не выделяет даже...
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Только что, по каналу Совершенно секретно, в беседе ведущего с Татьяной Черниговской.
Интересные мысли: мы стали упаковывать информацию не последовательно, в изучении или представлении чего-либо, а парадигмами, т.е. краткими обобщенными сведениями, которые потом при желании можно расшифровать. Это связано естественно с большими и всё возрастающими объемами информации , окружающими современного человека. Пример: история русских князей в новой книге (?) Акунина. Он делает это не последовательно, а представлением периодов.

Основное, что производит современный постиндустриальный город это свободное время. Теперь стоит вопрос, как его лучше использовать.
Эдик
Сообщения: 2323
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Эдик »

У неё (Татьяны Черниговской) есть видио встречи российских учёных с Далой Ламой,или мы об этом говорили.(?) :-(
Аватара пользователя
hele
Администратор
Сообщения: 11400
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение hele »

Не помню, чтобы мы говорили здесь о такой встрече.
Она не верит в реинкарнацию, сказала: жизнь одна, и буду исходить из этого... Не находит отличий между мышлением или ... как сказать - между результатами мозговой деятельности - женщины и мужчины... сказала, что это слишком сложный и многогранный вопрос, чтобы так прямо ответить на него. Есть разные мужчины и разные женщины, требуется глобальное исследование тогда. Что мозг задействован только на 10 процентов, это неправильно, оба они согласились: задействован на все сто. Похоже, ведущий тоже ученый... не знаю, кто это, как фамилия. Он с ней беседовал довольно на равных, осведомлен обо всём.
А хотя... вот, это по-моему Дмитрий Губин, не написано, что у него есть ученая степень. Но всё равно... Зато написано, что он убежденный атеист... ну, в этом они видимо сходятся :-) ... тоже.
Эдик
Сообщения: 2323
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Эдик »

phpBB [media]
Эдик
Сообщения: 2323
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Эдик »

Насколько помню из ее комментариев (Татьяны Ч.)эта встреча произвела особые впечатления.)
Эдик
Сообщения: 2323
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 15:52

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сообщение Эдик »

phpBB [media]

Вернуться в «Наука»